Древнее наследие шриланкийских королей

Ах, эти древние стенки. какое количество вы всего уже видели?

Сейчас настала очередь красивой Полоннарувы. Второго королевства сингалов. Как возможно додуматься, просто так второе королевство не основывают. Необходимо сперва профукать первое. А это дело непростое. На это необходимы годы и годы. В отечественном конкретном случае — века. Благо мир не без хороших людей и соседи помогли. Не обращая внимания на мой ироничный тон, за историей Полоннарувы стоит Эпичная Остросюжетная Историческая Драма ™ (сорт верховный) .

Возможно лишь постараться представить, что почувствовали исследователи, каковые нашли данный город в джунглях.

Собственное начало город берёт в третьем веке н.э. Тогда это было маленькое поселение, появившееся по всей видимости на пути в Анурадхапуру, по окончании переправы через реку Махавели. Само слово полоннарува правильного перевода не имеет, большая часть исследователей склоняется к тому, что наименование города появилось от слияния слов пулун (хлопок) и марува (обмен). Возможно в древние времена в том месте торговали хлопком.Город данный, хоть и не был столицей во времена царства Анурадхапуры, но однако был большим центром, о чём говорят сооружения VII века н.э. Диковинная для глаз европейца архитектура, поражает своим разнообразием стилей и форм.

на данный момент уже нет таких непролазных зарослей, какими встретила Полоннарува археологов в десятнадцатом веке.

Жители острова, сингалы, потомки первых индоарийских поселенцев, всегда воевали с тамилами, чьё государство — Чола — размешалось на юге индийского субконтинента. В первой половине 90-ых годов десятого века н.э. началось масштабное вторжение тамилов под флагами великого завоевателя — Раджараджи I. Огромная армия на судах пересекла пролив, отделявший остров от громадной почвы, и замечательным кулаком обрушилась на почвы старого королевства Анурадхапуры. Славная история священной столицы долгой в полторы тысячи лет завершилась. Анурадхапура пала.Разумеется битвы были ожесточёнными — озлобленные захватчики сравняли город с почвой. Разрушения были столь масштабны, что не было полностью никого смысла восстанавливать город. Новым владениям тамилов требовалась выбор и новая столица пал на Полоннаруву. Полагаю, что выбор был не случайным. Оставшиеся в живых и непокорённые сингалы отошли на юг, и новая столица была хорошим плацдармом для осуществления тотального покорения острова. Что и было осуществлено сыном Раджараджи I, Раджендрой в 1017 году н.э. На острове воцарились тамилы. Шестьдесят лет потребовалось сингалам, дабы зализать ветхие раны, вырастить новых солдат, выковать новое оружие, воспитать нового фаворита. Остриём копья стал легендарный король Виджаябаху I, которой объединил собственный народ и одолел захватчиков. На что ушло одиннадцать продолжительных лет войны.

Древние камни ещё хранят рельефы, вырезанные руками искусных мастеров.

Во второй половине 60-ых годов XI века н.э. Виджаябаху I захватил юг острова и двинулся на Полоннаруву. Ему удалось ненадолго овладеть городом, но подоспевшие с юга Индии подкрепления заставили его отойти. Четыре года он копил силы, в один момент разыгрывая сложные партии борьбы за власть в молодом оживающем королевстве. К его счастью, в стане неприятеля было также неспокойно — начавшаяся в том месте гражданская война вынудила захватчиков отозвать часть армий обратно на континент для подавления мятежа. Этим и воспользовался Виджаябаху и в первой половине 70-ых годов XI века снова овладел Полоннарувой. А ещё через семь лет сингалы совсем вернули власть над островом. Не смотря на то, что, само собой разумеется, не совсем. Через пара столетий на остров пожаловали хорошие европейцы, дабы сеять среди братских народов всё хорошее и вечное. Приплыли с пушками и мушкетами, а потому посеяли скоро. на данный момент это именуется насаждать народовластие. А раньше насаждали христианство. Не уверен что из них забористее.

Думал ли резчик о том, что через тысячу лет его мастерством будут восхищаться обитатели малоизвестной ему России?

Сам же Виждаябаху I прослыл умным королём. При нём была восстановлена и расширена ирригационная совокупность, строились дороги, и особые приюты для паломников на протяжении дорог, ведущих к святыням. Правда до паломников, было нужно вернуть традиции буддизма. Владычество тамилов исповедовавших брахманизм стало причиной тому, что во всём королевстве не осталось и пяти буддийских монахов требуемых для упасампада — посвящения новых послушников в монахи. Кроме этого при его правлении был выстроен храм для одной из основных реликвий буддизма — Зуба Будды.Данный храм именуется Атадаге, что возможно перевести как Храм восьми реликвий. на данный момент от него осталось не так уж и довольно много — последовательности колонн с затейливой резьбой, каковые поддерживали некогда настил верхнего этажа, где хранилась основная реликвия — Зуб Будды.

Атадаге. Сейчас без стенку. Но, Будда и зелёное также хорошо сочетаются. :)

Как это часто бывает, со смертью сильного монарха закончилось единство сингальского королевства, которое распалось на три меньших королевства: Раджарата, Рухуна и Даккинадеса. Ещё сорок лет не было на острове центральной власти, пока в Даккинадесе не взошёл на трон Паракрамабаху I, которого соотечественники потом назовут Великим.

Предположительно, это он и имеется.

Это был правитель, что не опасался реформ, и был счастлив заниматься национальными делами. За время его правления велось широкое строительство, следы которого сохранились и сейчас. Обеспечить поданных водой и едой — вот залог сильного страны. В силу того, что без воды и еды — ни туды, ни сюды. Девизом Паракрамабаху стало высказывание: Ни одна капля дождя не должна упасть без пользы для людей. Дабы воплотить это в судьбу было выстроено огромное водохранилище Паракрама Самудра (Море Паракрама), площадь которого составила более двадцати двух квадратных километров. Местные крестьяне пользуются им и сейчас.

Рукотворное море.

Из всего шриланкийского зодчества меня больше всего впечатлило умение древних строителей обращаться с водой. Я успел познакомиться с неповторимыми строительными ответами ещё в Анурадхапуре, да и в последствии, в Сигирии, много раз виделся с необычными артефактами старого водопроводного мастерства.

Купальня с фонтаном.

Таким необычным сооружением, несомненно, возможно назвать купальню принцев — кумара покуна. Наименование это дано археологами, не смотря на то, что на данный момент существуют сомнения, что бассейн употреблялся не членами королевской семьи, а монахами, т.к. он находится на приличном расстоянии от дворца, и примыкает к территории монастыря. В сезон дождей в купальне трудились фонтаны.

Вода лилась из пастей крокодилов по бокам лестницы

Особенных слов хороши руины дворца Паракрамабаху Великого. Он именуется Виджаянта Прасада и, как я осознаю, свидетельствует то ли Дворец Победоносного, то ли Дворец Непобедимого. Любопытно, что хоть тайский язык и не принадлежит к одной группе с сингальским, но слово дворец обозначается в нём похожим словом — прасат.

А ведь когда-то тут жил великий король…

Дворец был достаточно широким и высоким. В нём насчитывалось около сорока помещений и семь этажей. Перекрытия уровней покоились на древесных поперечных балках, отверстия для которых до сих пор видны. На стенах сохранилась штукатурка.

Евроремонт по-сингальски. :) Полагаю, тысячу лет назад это смотрелось сильно.

По свидетельствам исторических хроник и некоторых находок археологов, дворец был богато украшен росписями, жемчужными орнаментами, а множество маленьких колокольчиков услаждали слух правителя мелодичным звоном.

Лестница в небо.

Строение было весьма современным и с удобствами. Имелся кроме того туалет, который связан с совокупностью канализации, которая соединялась с отстойником, находящимся за пределами дворца, так дабы в помещениях не было неприятных запахов.

А тут когда-то Паракрамабаху Великий…Но не имеет значения…

А вот о предопределении другого семиэтажного строения неизвестно ничего, т.к. учёные не смогли отыскать упоминаний о нём ни в одной из исходников. Оно именуется Сатмахал Прасада, т.е. семиэтажный дворец. Строение по сути напоминает ступенчатую пирамиду, которая не имеет ничего общего с остальными примерами шриланкийской архитектуры того времени. Знатоки, действительно, утверждают, что кое-какие элементы сходны с кхмерской архитектурой, которую возможно встретить на севере современного Таиланда.

Кем и в то время, когда, а основное — для чего был выстроен данный таинственный зиккурат?

Рядом от королевского дворца размешался зал для аудиенций. Ну, а что: не дома же у себя принимать послов? И хоть крыши не сохранилось, однако мы можем налюбоваться красивой колоннадой, говорящей о вкусе архитекторов того времени.

Когда-то ко мне съезжались послы из далёких государств…

Ещё одним примечательным и непохожим на другие храмы есть Ватадаге, либо попросту круглый реликварий, круглый дом для реликвий. Примечателен он тем, что есть, как сообщили бы биологи эндемичным представителем шриланкийской архитектуры, т.к. в остальных государствах Юго-Восточной Азии подобная конструкция храмов не видится.

Мне особенно нравятся камни со стражами.

Храм данный старый, как полагают учёные, он был возведён в седьмом веке н.э. В центре строения находится маленькая ступа. Имеется четыре входа, у каждого из них вас встречает изваяние Будды. Строение имеет пара колоннад окружающих внутренний и внешний периметр. Считается, что на колоннах покоилась древесная крыша конической формы.Паракрамабаху Великий кроме этого почитается за его выдающуюся роль в деле реформации буддизма. Ещё на протяжении Анурадхапурского царства в религии наметился раскол, что только усилился за время тамильского владычества. Царю удалось изгнать всех еретиков, и снова сплотить разрозненную сангху (буддистскую общину) в единое целое, подчинив всех буддистов следованию Винае, предписанному каноническому уставу сангхи и Трипитаке, сборнику канонических текстов.

Тут изображена одна из заповедей буддизма. Кто предугадает какая?

Одним из свидетельств широкого восстановления буддизма на острове есть северный монастырь с его известным каменным храмом, что именуется Гал Вихара. В буддийской архитектуре вихарой именуется место, где находятся главные изображения Будды.

Будда. Возможно полюбопытствовать какие конкретно были в моде подушки во времена Паракрамабаху I

Любой человек посетивший Гал Вихару сможет оценить вкус и мастерство древних скульпторов. Не считая двух классических изображений Будды в позе медитации с руками сложенными в дхьяна-мудру, имеется ещё две любопытных скульптуры.

Дхьяна-умна.

Одна из них изображает Будду лежащим. В большинстве случаев эта поза символизирует момент ухода Преподавателя в паринирвану, окончательное растворение в Небытии, что простыми людьми именуется смерть. Время от времени эту позу трактуют как отдыхающий Будда. Но в большинстве случаев у отдыхающего Будды открыты глаза. Рискну высказать предположение, что однако тут изображён уход Преподавателя.

Протяженность статуи около 14 м.

Вторая примечательная статуя — стоящий Будда. Изображения стоящего Будды сами по себе не являются уникальностью, но у данной скульптуры руки скрещены на груди, да и поза мало расслабленная, как словно бы бы стоящий опёрся на правую ногу, мало отставив левую. Для буддийской иконографии такая поза нетипична. Считается, что подобная поза умаляет божественную натуру, подчёркивая людскую. Но, кое-какие исследователи уверены в том, что это не Будда, а его ближайший ученик — Ананда. Весьма возможно, в особенности учитывая те факты, что статуи стоят совместно, что Ананда находился при смерти Будды и что стоящая фигура значительно меньше лежащей (метафора Преподаватель — Ученик, обозначенная размером). Но не возьмусь утверждать точно. Да и никто не возьмётся, так что принимайте любую из понравившихся предположений.

Постояли и мы…

Но всё хорошее, среди них и жизнь короля, непременно заканчивается. Король погиб! Да здравствует король! Так уж произошло, что у Паракрамабаху не было сыновей, что, конечно, добавило мало интриги в наметившейся борьбе за наследование престола. В следствии из всех предъявленных кандидатов самым родовитым и хорошим был племянник короля Виджаябаху II. Ему не весьма повезло с карьерой монарха, т.к. через год его убил очередной кандидат короновавшийся под именем Махинда VI. Очередному королю повезло ещё меньше — период его правления продолжался продолжительных пять дней. Продолжительными их посчитал очередной поборник карьерного роста, принц из дома Калинги, Нишшанка Малла.

Осинное гнездо. В нём, как и во дворцах, живут хорошие и чуткие жители.

Конкретно этим правителем заканчивается золотая осень королевства Полоннарува. Наступили экономический рост и стабильность. Люди жили себе и радовались, не подозревая, что через каких-то десять лет страна будет ввергнута в пучину очередных междоусобиц и совсем утратит собственную цельность, расколовшись, как будто бы драгоценная чаша, на пара затейливых осколков.По какой причине я пишу о стабильности и росте? Так как при Паракрамабаху Великом и без того уже наступил расцвет старой цивилизации. Частично это так. Но правление этого монарха было временем централизации власти, обширного строительства и реформации буддизма ирригационной совокупности, что хоть с одной стороны и было отлично, но иначе потребовало больших трат. Это я ещё не упоминал о том, что велись достаточно амбициозные войны, каковые также потребовали затрат. В итоге были существенно подняты налоги и введена трудовая повинность. При действенном развитии страны в целом, жизнь несложного крестьянина стала легко невыносимой. К слову сообщить, всего при Паракрамабаху I было выстроено и восстановлено 165 плотин, 3910 каналов, 163 больших водохранилища и 2376 небольших. Учитывая, что тогда не было ни экскаваторов ни самосвалов, труд данный необходимо признать титаническим, но одновременно и подрывающим экономику.Нишшанка Малла, которому досталось государство с очень напряжённым электоратом, начал политику экономических реформ, дабы смягчить настроение населения, т.к. в разных регионах иногда начинались восстания и бунты. Были эти реформы достаточны либо нет делать выводы тяжело. По окончании смерти этого монарха, центральная власть на острове пала, и начался повсеместный упадок, как в культуре, так и в экономике и, как следствие, в строительных работах. Так что собственного громаднейшего расцвета архитектурный стиль Полоннарувы достиг во время конкретно Нишшанка Маллы. Это было собственного рода сингальское барокко, период сложных затейливых орнаментов и форм.

В случае, если я ничего не путаю, то это фрагмент ма#769кары — мифического морского чудовища.

Не знаю для чего, но чем-то первый храм для хранения Зуба Будды не устроил короля, и по его указу выстроили второй храм. По размеру он был приблизительно как и первый, да и по собственному устройству очень сильно его напоминал его. Его наименование Хетадаге переводится как дом шестидесяти реликвий. Похоже, что со времён Виджаябаху I буддизм расцвёл, дело принца Сиддхартхи процветало и в городе собралась приличная коллекция священных артефактов.

В Хетадаге

Религия, как и везде, игралась не только духовную роль, но и политическую. Дабы отсечь последовательность соперников от вероятных притязаний на трон, новый король издал указ — отныне королями имели возможность становиться лишь те, что исповедовали буддизм. Об этом говорится в ещё одном примечательном монументе — восьмиметровой Каменной Книге (Гал Пота).

Вот прямо тут и говорится.

Ещё одни примечательным сооружением, созданным во время правления Нишшанка Малла, есть Лата Мандапа. В Индии мандапой именуется крытая колоннада, ведущая от гопурама (украшенных башенных ворот) к храму. В Таиланде храмовые комплексы довольно часто имеют мондоп — павильоны с колоннами, в большинстве случаев употребляющиеся в качестве хранилищ священных текстов. На Шри-Ланке мандапа, как и в Таиланде, есть отдельным сооружением, и помогает с целью проведения религиозных церемоний.

Лата Мандапа, не побоюсь этого слова.

Колонны Лата Мандапы имеют необыкновенную изогнутую форму, изображая собой стебли лотоса, тогда как крыша была выполнена в виде цветка. Возможно лишь догадываться как прекрасной была эта постройка, в то время, когда в ней проходили работы, и придворные монахи просматривали защитные мантры, оберегающие правителя от бед.

Дагоба Ранкот Вихара.

Остался последний монумент архитектуры, что хотелось бы упомянуть раздельно. Какая шриланкийская столица обойдётся без дагобы? Дабы перенять традиции Анурадхапуры, Полоннарува обзавелась собственной ступой, которая только немногим уступала известной Руванвелисейи. Собственную ступу Нишшанка Малла назвал Ранкот Вихара, что приблизительно возможно перевести как храм с золотой вершиной. Историки обнаружили надписи утверждающие, что король лично присматривал за возведением ступы. Ещё бы — тут планировалось проводить кремацию короля по окончании его смерти. Так что интерес у Нишшанка Маллы был сродни тому, с каким мы выбираем себе место на кладбище. К слову, я не отыскал ни одного упоминания того, как погиб данный король. Допустимо случилась какая-то некрасивая история. Но кто сейчас её поведает? Тайная. Ах, как я обожаю загадки! Жаль лишь, что к некоторым не прилагаются разгадки. Но кто знает? Возможно кто-то из пытливых археологов когда-нибудь ещё отыщет ключ к данной тайне?

Остались ещё вопросы? Задайте их львам, они защищали царский зал для аудиенций и слышали довольно много дворцовых тайн.

Мы же покинули Полоннаруву, и двинулись на запад, к месту отечественного ночлега, что размешался в у подножия Сигирии, которая в неспециализированном-то также полна тайн, о которых мне ещё предстоит написать в собственном блоге.

И мы отправились дальше, но дверь за собой не закрыли. :)

ПИРАНЕЗИ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ 🔸римские древности город после потопа 14 века


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: