Хельсинки православный: успенский собор и окрестности

Итак, а что же в том месте в?…

Но для начала покажу, как выглядит собор снаружи, и что возможно лицезреть с высоты бугра, на котором находится собор.

Успенский собор, либо Собор Успения Богоматери , расположился в центре Хельсинки у основания полуострова Катаянокка, что в один момент есть и одним из муниципальных районов:

Попасть на полуостров возможно по одному из вот таких мостиков:

Во многих источниках написано, что собор находится на высокой горе. Но в моём представлении высокие скалы в большинстве случаев выглядят немного выше и более устрашающе, что ли. Исходя из этого для себя я это место выяснила как большой бугор)))

Так как Успенский собор расположился на возвышении, то возможно обозревать окрестности со всех четырёх сторон. К примеру, налюбоваться вот этим строением песочного цвета — Президентским дворцом:

Либо разглядеть в подробностях Рыночную площадь с её оранжевыми тентами, где жарят рыбу, которую тут же пробуют выхватить из рук бакланы и наглые чайки:

В случае, если повезёт, то возможно заметить туристов, примеряющих кроме того летом местные сувениры — варежки и меховые шапки:

Вот такие красивые виды раскрываются уже иначе:

И, конечно же, из этого отлично видны купола лютеранского Собора, белого как снег красавца, о котором я говорила в собственном прошлом отчёте:

А в то время, когда мы поднимались к Успенскому собору и спускались по дороге от него, то проходили мимо вот этого весьма занимательного строения модерновом стиле. Это одно из творений известного дизайнера Алвара и финского архитектора Аалто:

Строение выстроено во время с 1959 по 1962 годы, и Сейчас в нём расположился главный офис наибольшего финского концерна по производству целлюлозы и бумаги Энсо-Гутзеит. До поездки я много раз встречала в сети негативные впечатления об этом строении, которое время от времени ещё пренебрежительно именуют сахарной головой. Замечательно осознаю и допускаю, что архитектурные предпочтения у всех различные. Но Я обожаю такие дома. А конкретно это строение покорило меня, кроме собственных чётких геометрических линий, ещё и красивым белым и серо-голубым каррарским мрамором, которым облицованы фасады:

А вот так выглядят Успенский собор и это офисное строение со стороны Финского залива. Фото сделано в второй сутки, погода была не весьма, исходя из этого и небо такое пасмурное:

Но возвратимся к Успенскому собору, всё-таки он главный герой этого фотоотчёта. Поведаю кратко, что мне о нём известно. В первую очередь, это наибольший православный храм Северной Европы:

Деньги на его строительство собирали практически всем миром: часть средств дал Святейший синод, часть — члены царской фамилии и лично Александр II, много было собрано народных пожертвований. Проект Успенского собора был создан русским архитектором, академиком Алексеем Горностаевым. Собор был выстроен в актуальном в то время неовизантийском стиле с применением элементов древнерусского зодчества:

Стенки было решено сделать кирпичными, поскольку храм стоит на горе и обдувается балтийскими ветрами, опробования которыми не выдержала бы никакая штукатурка. Кирпич доставили с Аландских островов, из уничтоженной на протяжении Крымской войны русской крепости Бомарсунд. Престол был перенесён в собор из Валаамского монастыря на Ладоге:

колокольня и Золотые главки, соединённая с собором многоступенчатой галереей, свойственны для русского стиля:

Центральный купол расположен на широком барабане, опоясанном оконной аркадой:

Аркатурные карнизные пояса — одна из отличительных линия старой византийской архитектуры. Аркатура — это декоративная арочная колоннада, наложенная на стену строения:

Праздничная закладка храма случилась в августе 1862 года в присутствии и при участии князей Алексея Александровича и Николая Константиновича, совершавших плавание по Балтийскому морю. Руководил стройкой сам Горностаев. Но, не отличаясь крепким здоровьем, он умер в декабре этого же года в возрасте 54 лет. Строительство продолжил академик Варнек, только что завершивший возведение собора в Свеаборге. В проект Горностаева он не внес трансформаций, лишь звонницу заменил колокольней. А освящён новый храм был в воскресенье, 13 октября 1868 года, епископом Выборгским Павлом:

Кратко эти сведенья возможно прочесть на чугунной доске, расположенной на внешней стенке храма:

Поворачиваем дверную ручку на входе:

И оказываемся в Успенского собора:

Арки и своды храма покрыты орнаментальной росписью:

В парусах главного свода помещены круглые изображения столичных святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а по карнизам арок — цитаты Библии:

Двухъярусный иконостас — резной и украшен богатой позолотой. Иконы иконостаса написаны в отвлечённом стиле академиком Шильцовым на полотне по золотому фону:

В случае, если честно, то я мало знакома с внутренним устройством как православных соборов, так и храмов вторых конфессий, исходя из этого вам интерьеры Успенского собора, сопровождая их историческими сведениями. Внимание, текст не обязательно будет являться комментарием к фотографиям по окончании него.

В память об освящении храма была выбита медаль. Две золотых медали губернатор Адлерберг поднес Правителю и Государыне:

В первые годы в соборе было мало икон. Они поступили, в большинстве случаев, по окончании 1918 года и незадолго до последней войны:

Надпись гласит: Усердием служителей 15-го флотского экипажа

Утварь для новой церкви пожертвовали частные лица. В числе них — серебряная дарохранительница, запрестольный серебряный крест и две хоругви, позолоченное паникадило на 144 свечи и без того потом. Это дар собору от гельсингфорсского торговца Табунова — плащаница громадного размера и гробница к ней:

В первой половине 70-ых годов XIX века Успенская церковь стала собором:

Сейчас в приходе Успенского собора насчитывается около 17 000 зарегистрированных прихожан:

Настоятелем помогает протоиерей Вейкко Пурмонен. Ему оказывают помощь 9 священников, 2 регентов и 7 дьякона-псаломщиков. Один из священников осуществляет духовное сопровождение лишь русскоязычных прихожан и служит на церковно-славянском языке, один занимается с детьми и молодёжью:

В то время, когда мы подошли к храму, то заметили около довольно много людей азиатской наружности и пара экскурсионных автобусов. Вездесущие японские и китайские туристы добрались и ко мне. Но, то ли они уже всё взглянули, то ли по большому счету вовнутрь не ходили, бегали они по большей части около собора и всегда фотографировались на фоне всего около. Так что в Успенского собора людей выяснилось очень мало:

В храме возможно было достаточно вольно фотографировать. Очень никто не мешал:

Поделюсь личными впечатлениями от визита Успенского собора в Хельсинки. Ощущения мало неоднозначные. С одной стороны, я чётко осознавала, что нахожусь конкретно в храме. Для сравнения, у меня совсем отсутствовало это чувство при посещении двух лютеранских церквей в Хельсинки — Собора и Темппелиаукио (церкви в горе). В том месте мне казалось, что я нахожусь в музеях. А иначе, не было эмоции, которое испытываешь в российских христианских церквях, в особенности громадных, и в больших католических соборах Европы — это в то время, когда ты входишь в храм и сходу чувствуешь себя весьма мелким и инстинктивно начинаешь сказать шёпотом:

В хельсинкском Успенском соборе всё как-то несложнее, что ли. Не могу заявить, что мне в том месте не пришлось по нраву. Совсем нет! Легко было весьма непривычно:

И мало практической информации о соборе. В случае, если у вас появится желание его посетить, то обратите внимание, что закрывается собор достаточно рано.

Адрес: Kanavakatu, 1

Время работы: пн-пт 09.30-16.00, сб до 15.00, вс 12.00-15.00

с октября по апрель по понедельникам закрыт

Ну, и напоследок, я представила, как мог бы смотреться Успенский собор в Хельсинки зимний период:

А вот эту открытку собственного производства я дарю всем моим читателям в канун наступающих зимних праздничных дней:

Хельсинки достопримечательности. Успенский собор. Хельсинки 2018


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: