Хива — начинаем экскурсию

Итак, в Ургенч из Ташкента мы прилетели вечером. Заселились в маленький отель Ветхая Хива рядом со ветхим городом. По конструкции это — громадный центральный зал на всю высоту отеля, возможно сообщить перекрытый внутренний двор, около которого расположены номера. Вот как оно выглядит.

Расспросили на ресепшн, где возможно так поздно покушать. Другими словами по столичным меркам было совсем не поздно, одиннадцать. Но мы опасались, что по местным меркам это поздно, и, как выяснилось, не напрасно. Юноша с ресепшн порекомендовал нам несколько мест, но пока мы планировали — позвонил в том направлении, узнал, что они уже планируют закрываться, и отыскал еще одно место. Вот так.

И мы пошли наблюдать ночную Хиву. Выглядит феерически, в силу того, что средневековые стенки украшены электричеством.

А вот — ресторан, где мы ужинали. Было пусто, лишь одна компания чужестранцев и мы. Но накормили вкусно. Мало прогулявшись. возвратились в гостиницу.

Следующее утро. Люстра над перекрытым центральным двориком отеля.

А вот так он выглядит снаружи при свете дня.

Рядом стоит еще один хостел.

И — громадный пустырь. Ветхие дома снесены, место расчищено, по-видимому для новых отелей либо какой-то туристической инфраструктуры.

Чуть дальше — мечеть и минарет либо медресе.

И маленький сквер, в котором обозначена ветхая дорога к воротам.

А это — стенки крепости.

И ее замысел на стене. Она — совсем маленькая, наряду с этим туристическая часть — около улицы. соединяющей западные и восточные ворота, это по маленькому измерению, на замысле — по вертикали. А на север и на юг — ветхие жилые дома, фотки также будут, но в следующих постах — мы дошли до северных ворот.

Входим в ворота. Фотки снаружи нет, в силу того, что ворота — западные и это было против солнца. В воротах с чужестранцев собирают деньги и большие — около 70 тыс. сум, по-моему. При том, что в музеях билеты в большинстве случаев 10-15 тысяч. Действительно, вэти деньги входит не только вход в город, но и все музеи, за исключением особо-привлекательных, таких как башни и минареты, куда поднимаются, дабы взглянуть с высоты. И билет действует 2 дня, а вдруг попросить, как мы сделали — то и три.

Проходим и нас встречают сувениры. Шикарная местная керамика, не только пиалки, но и фигурки.

Рядом с воротами — медресе и недостроенный минарет. Минарет строился в девятнадцатом веке и по проекту должен был стать самым высоким в городе, 70-80 метров. Но выстроено всего 29. По прагматической исторической версии, недострой случился потому. что погиб хан-клиент, а наследникам деньги были необходимы на другие цели. А по легендарной эмир бухарский, определив про постройку для того чтобы большого минарета, сходу договорился с мастером, что по окончании Хивы отправится в Бухару и также выстроит минарет. А Хивинский хан, определив про это, отдал приказ убить мастера. когда строительство будет закончено, но мастера предотвратили и он разумно бежал сходу. Какая-то легенда через чур сложная и не через чур стройная получается — в силу того, что до завершения постройки-то еще далеко было. Так что или деньги кончились, или мастера сманили, но не позже, а срочно. Быть может и то и другое. Но минарет снаружи сплошь покрыт керамикой, что отличает его от всех других.

Кидаем взор назад, на ворота, улица от ворот проходит внизу, между стеной ханского дворца и возвышением, на котором стоит медресе и минарет.

Дворец, кстати, также выстроен из глины. Это возможно видеть по трещинам в стенке весьма наглядно.

А мы поднимаемся вверх и идем в медресе. Оно также середины 19 века. Над аркой ворот — майолика. Хивинская майолика имеет сверхсложные узоры. Наряду с этим она составлена из отдельных плиток, и имеется весьма хорошее совпадение.

Стенки медресе изукрашены лепкой. А посередине — респешн гостиницы, которая на данный момент тут расположена.

В медресе было два мавзолея под куполами, это — один из них. Но, я не уверен, что под куполами были захоронения.

Внутренний двор. Раньше кельи для студентов были двухэтажными. А сейчас гостиничные номера на каждом этаже отдельные, и для прохода в номер на втором этаже пробит сквозной проход через лоджии.

Шикарный цветок во дворе.

Кусочек уникальной мостовой. Раньше мощение улиц было конкретно таким. Но сейчас его не восстанавливают в таком виде, а заменяют плиткой — для удобства туристов, в особенности дам на каблуках.

Данный трон для фотографии стоит прямо наоборот лестницы, по которой поднимаешься к медресе, и фотки будут так, что фоном будет шикарный вход.

А это — фото с возвышения у медресе в стороны ворот.

Внизу стоит еще один трон для фоток.

А это — вид на город дальше.

Заворачиваем за угол и идем ко входу во дворец. Вид на стену дворца и минарет.

Опять керамика. Ее довольно много, тут имеется умения и подходящая глина расписывать узорами.

На площади — ветхие тандыры. И в них до сих пор по вечерам пекут лепешки.

А это строение выстроено в конце 19 века одним из купцов как первые торговые последовательности западного образца. И до сих пор употребляется для торговли.

Это — ворота дворца. В Хиве у ханов было два дворца, данный — у западных ворот, а второй — неподалеку от восточных. Данный дворец — более ветхий, возведен на территории внутренней крепости, которая была выстроена в семнадцатом веке. сохранившийся дворец на территории крепости был выстроен в начале 19 века. А дворец недалеко от восточных ворот — середины 19 века, более шикарный, и по окончании постройки стал основной резиденцией ханов. А тут остался гарнизон крепости, другие здания и тюрьма, ну и при опасности хан точно укрывался тут.

Входим в крепость через древние створки. Как и во многих вторых местах, створки ворот не на петлях, а на шипах.

Слева — просторный двор. За крепостной стеной виден минарет. Наподобие как тут зимой ставили юрту для хана, в силу того, что дворец не отапливался.

Во дворе — колодец, около которого, по легенде появилась Хива. Легенда приписывает колодец Симу, сыну Ноя. По большому счету в Узбекистане действовало приличное количество ветхозаветных персонажей. Историки это очень не растолковывают, они дистанциируются, говоря по легенде так, а в действительности более 2500 лет назад — и не именуют наряду с этим имен. Но, в то время, когда начинаешь наблюдать историю, в том месте все мутно. Леймотивом идет тема, что Хивинское ханство — это в действительности старый Хороезм. При том, что про от этого старого Хорезма остались развалины да мутные свидетельства. И в любом случае, независимость была потеряна в тринадцатом веке, в то время, когда по Средней Азии прошелся Чингиз-хан с тотальным разрушением. Города позже встали, но не все. Но, говорят, был отстроен Ургенч, и он был столицей, но в составе Золотой Орды. Но, это — не современный Ургенч, а некий старый Куня-Ургенч. Позже была вторая серия, Тимур делал собственную империю в четырнадцтом веке и, конечно, захватил эти земли. Позже — третья, империю Тимура, распавшуюся по окончании его смерти, заново собирал Шейбани-хан уже в начале 16 века. Но ненадолго, у него был соперник — иранский шах, что отправился войной. окружил войско, да и то ли убил в сражении, то ли забрал в плен и позже убил. И из черепа сделал кубок, из которого с радостью выпивал на пирах, по крайней мере, тело в Самарканде было обезглавлено.

Государство распалось, и правители областей стали независимыми, тем более, что Шейбани назначал везде собственных родных родственников. Так вот, все это время Хивы, в неспециализированном-то не было, а столицей области был ветхий Ургенч. А позже в конце 16 века Аму-Дарья, на которой ветхий Ургенч стоял, быстро меняет русло и причиняет громадные разрушения, к тому же впадать начинает в Аральское море вместо Каспийского. Обитатели ветхого Ургенча его покидают и основывают современный Ургенч. Но столицей почему-то делается маленькая Хива. Возможно, были упрочнения. Но, это — по статьям про историю Хивинского ханства, в том месте перенос столицы в Хиву — 1598. А в статьях про семейство правителей Хива начинает быть местом коронации ханов в 1547, но вот умирают (и живут) они в Ургенче, что Куня-Ургенч впредь до 1616, в то время, когда Араб Мухаммад-хан выстроил медресе в Хиве и потому перенес столицу. Но дальше снова все мутно, ханы живут и умирают в различных местах, да правят недолго, по большей части их убивают практически сразу после занятия престола. Так что полное чувство, что это уже в девятнадцатом веке историки пробовали сделать семейство по европейскому примеру, и старее, тогда как реально любой хан был главой некоего количества армий, благодаря которым завоевывал и грабил что попадалось, соперничая, а также, с ближайшими родственниками. И без того было до конца 19 века, в то время, когда пришла Российская Федерация.

Но, возвратимся к легендарному колодцу. Вот он. В нем до сих пор имеется пресная вода.

Идем дальше. Большой айван с резным древесным потолком.

Стенки отделаны плиткой с шикарными сложными узорами. Часть плиток реставрированные, это видно на втором снимке, но по большей части сохранились подлинники.

Реализовывают варежки и шерстяные носки. Это, наровне с керамикой, ещеодно местное ремесло. Кстати, шерстяные изделия — не толькодля туристов. Зимний период в Хиве холодно, отрицательные температуры, к тому же дуют холодные пронизывающие ветры из пустыни.

Тронный зал с серебряным троном.

Потолок не только резной, но и расписанный узорами.

Выходим на двор. Узкие дворцовые переходы между стенками. Видна — высокая сторожевая башня на наружных стенках города, это — также часть дворца. На башню мы встанем, но раздельно.

Шикарный рыжий котик.

Еще один айван, потолок которого поддерживает множество колонн. Видно, что все колонны различной долги, и это компенсируют различные каменные подставки — с высокими деревьями был недостаток.

Облицовка стен — изумительна!

А это — потолок.

Опять проходим по двору — и попадаем в музей.

Как положено, древние их хижины и люди.

Макет устройства для вычерпывания воды из арыков кувшинами.

Ветхие глиняные горшки.

А это — ремесла. Макет кузницы. Но, это было в далеком прошлом. Кроме того в случае, если кузнечное дело в Хиве было, оно не сохранилось — вотличие от Бухары. Но мне почему-то думается — может, его и не было?

Ветхие деньги различных номиналов.

А тут — макет колонии. Она также была в ханском дворце.

стражник и Всякие кандалы с оружием.

Выходим на улицу. Нас встречает выставка керамических фигурок.

И идем на другую сторону площади, в еще одно медресе, также 19 века.

В музей древней судьбе, предметов быта и ювелирных украшений. Для начала — сокровища ханских наложниц и жён. Они шикарны. А первая фотка поста показывает, как это носили.

А это уже предметы, привезенные из России. Совсем уровень производства и другой стиль.

На картине — ветхий рынок.

Выходим из музея, идем по городу. У стенки приткнулся мобильной тандыр со столиком, пока — не употребляется.

еще вид на недостроенный минарет.

А это — меха. У манекенов нарисованы глаза, и это придает витрине совсем отдельное очарование.

Ресторан на открытом воздухе, но под навесом — от жары.

Древняя дверь.

А тут — мастерская по дереву. Подмастерья трудятся прямо на улице рядом с товаром. Обучение происходит как в старое время — ученик поступает к мастеру.

А это уже в — резной шкаф.

Кровать в резной тени от дерева.

Стол с полками.

Двери в ветхом стиле. Кстати. их. как и все другое — возможно заказать. Двери с доставкой в Россию — около 5000 долларов.

Выходим из мастерской. идем дальше. Тут пустырь, если судить по всему ветхие строения были снесены.

Еще один двор с сувенирами. Перекрыт от жары тростниковым навесом.

Хлопок — один из главных продуктов Узбекистана. Кстати, местные сорта низкокачественного — хлопка , и в свое время в превосходных мемуарах Варенцова Слышанное Виденное Передуманное Пережитое я прочёл историю про завоз американских семян в Среднюю Азию русскими торговцами. Начальная мысль была приобрести семена в Америке, но в том месте реализовывать отказались. Тогда пошли на хитрость: выяснили, что американцы реализовывают семена на марсельский завод, где из них делают масло, и приобрели пара вагонов семян уже на заводе. Фактически, количество — пара вагонов — растолковывает, по какой причине не могли приобрести тайно. Кстати, мемуары по большому счету весьма увлекательные, таковой обзор нравов и быта наибольшего купеческого общества уровня управляющих банками и компаниями, с кучей историй и баек, включая и практику отношения с министерствами и ведения дел, и организацию праздничных дней, загулов. ярмарок и по большому счету нравов.

Рядом — ковровая мини-фабрика. Вот так вручную делают ковры. Но, в посте про Самарканд у меня был подробный рассказ о тамошней фабрике с бессчётными фотками.

Идем ветхими улочками дальше. Вдалеке — основной хивинский минарет, а слева — мавзолей Пахлаван Махмуда.

Заходим во внутренний двор мавзолея.

На стене — краткая история. Годы судьбы 1247-1326, в то время, когда Хива совсем не была столицей, из ремесленников, но не только писал стихи, но и владел богатырской силой и исцелял людей. Исходя из этого могила стала местом паломничесства. И в девятнадцатом веке был выстроен современный мавзолей. Именно в то время, когда Хивинское ханство занялось собственной старой историей, и ему необходимы стали личные превосходные персонажи, не хуже, чем у других стран.

Как и везде, превосходная плитка.

В мавзолее — не только его могила, но и захоронения ханов-строителей. Но, не всех — почему-то в ветхого города считалось верным хоронить лишь тех, кто погиб на его территории, и исключений не делали кроме того для ханов, которым было приготовлено место. Да. фотки могилы самого пэта — нет, она почитается святой и в том месте фотографировать запрещено.

А это — красивый купол мечети.

И ветхая арабская надпись на створках ворот.

Идем по улицам Хивы дальше. Местные сувениры на ветхих улочках.

На этом Шехерезада закончила разрешённые речи. Продолжение направляться.

УЗБЕКИСТАН ХИВА ЭКСКУРСИЯ СТАРЫЙ ГОРОД


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: