Каппадокия. подземный город мазы!

Превосходный экскурсовод Ихсан оказывает помощь Тане преодолеть одну из шахт подземного города Мазы

В Каймаклы мы нашли одноименный пещерный город. Он был неподалеку от центра современного поселка. Данный подземный город нас как-то сходу не порадовал: вереница туристических автобусов, сувенирный рынок около входа, толпы туристов. К тому же платным было не только фактически посещение, но и парковка. Гулять по переполненному туристами пещерному поселению нам совсем не радовалось и мы решали ехать из этого подальше. Еще один пещерный город Дуринкую, мы решили также проигнорировать и отправились в непонятном направлении по указателю на какие-то гробницы. Ехали мы не весьма долго, но достаточно дабы успеть засомневаться, нужно ли нам эти гробницы по большому счету? Легко они были нам не совсем по пути, а кое-кому из нас уже через два дня рано утром необходимо было вылетать к себе из Анталии.

Не совсем туристическая Каппадокия. К слову, сомневались в целесообразности поиска гробниц мы еще и по причине того, что дорога стала какой-то совсем уж грунтовой.

Но, попетляв еще мало по равнине, за одним из поворотов в маленьком поселке, мы наконец заметили вот это:

Смекнув, что это конкретно то куда нас вел указатель, мы припарковались прямо у подножия гора.

Это была парковка какого-либо небольшого предприятия. Въехали мы ко мне через открытые ворота.

Равнина в этих местах была достаточно узкой и с обеих сторон зажата горами. На протяжении единственной дороги находились редко разбросанные дома с прилегающими к ним огородами. Мы решили пройти мало вглубь села в отыскивании тропинки вверх, поскольку недалеко от парковки гор смотрелась неприступной.

По одной стороне дороги гор была испещрена ходами. На вершине все те же гробницы. В то время, когда мы прошли метров триста, а подъемов все не нашли, я осознал что оставлять машину так далеко не имеет смысла и возвратился, чтобы перепарковать ее.

Догнал собственных я уже на главной площади поселка. Таня махала мне рукой с обочины показывая, чтобы я заезжал на парковку рядом с каким-то утомившимся строением.

Потрепаным строением был центр туристической информации. В то время, когда я вышел из автомобиля, Таня пригласила зайти вовнутрь:

— Тут выясняется целый пещерный город а также имеется собственные люди. Сам заметишь, отправимся.

Своим человеком был работник туристического центра Ихсан. Он тут же организовал нам стол с печеньками и чаем на хорошем британском поведал о том, что мы можем тут заметить. Конечно продемонстрировал карту…

…поразило в данной карте не столько то, что она была на русском, как фактически авторство. Подписана она, как возможно заметить на снимке, Греком. Пообщавшись с Ихсаном мы осознали, что это тот самый Грек из Одессы которого мы знали. Он имеет некое отношение к Поиску и организовывал (быть может и до сих пор организовывает) подземные соревнования в одесских катакомбах.

Ссылка на отчеты о соревнованиях 2008-го года на последней фотографии про награждение, по центру, именно данный самый Грек.

Одесские спелеологи помогали изучить данный пещерный город. В общем, отечественные имеется везде и еще раз привет Одессе (что-то она меня преследует сейчас).

В то время, когда мы допили чай Ихсан пригласил нас взглянуть пещерный город. Конечно мы не отказались.

О подземных поселениях Каппадокии науке стало известно еще в десятнадцатом веке, в то время, когда французский священник Жерфанион спустился в дыру посередине горной равнины и нашёл в том месте большой подземный город: …имеющий вентиляционные шахты, колодцы, помещения для содержания домашних и хранения зерна животных, прессы для того чтобы и храмы. Население аналогичного города выходило наверх лишь дабы обрабатывать поля. Узкие переходы, ведущие к поверхности, при опасности перекрывались тяжелыми каменными жерновами…. Не будем останавливаться на том какой конкретно город он так нашёл, тем более, что подобные поселения обрисовывал еще древнегреческий историк Ксенофонт в пятом веке до нэ. Перейдем к современности.

на данный момент известно шесть аналогичных подземных городов. Два наибольших из них (Каймаклы и Дуринкую) уже полным ходом употребляются в туристических целях, хоть еще до конца не изучены. Отечественный подземный город — Мазы, также до конца не изучен, но туристами, к счастью, пока не избалован. Мы за целый сутки так и остались его единственными визитёрами.

Более того Мазы, в отличии от вторых подземных городов Каппадокии, так толком ни при каких обстоятельствах и не был закинут. Город вырублен в крутом склоне и не обращая внимания на то, что многие его ходы уходят глубоко в породу, те каковые находятся близко к равнине и сейчас употребляются местными обитателями в хозяйственных потребностях.

— Вы лучше ко мне не ходите, — неоднократно рекомендовал нам Ихсан на протяжении экскурсии.

— По какой причине?

— Попадете в сарай к моему соседу, он не рад будет.

Еще в ХХ веке многие помещения подземного города употреблялись для проживания людей и лишь по окончании Ататюрка, что грезил видеть Турцию современным светским страной, людей выселили из их пещер. По словам Ихсана в Мазы и по сей день живут довольно много людей каковые появились и совершили собственные детские годы в пещере, в прямом смысле этого слова.

Пещерные города Каппадокии это не просто поселения где вперемешку с простой застройкой широко применяются маленькие углубления, максимум на несколько помещений. Это вправду полноценные города с сугубо подземной инфраструктурой. Тут имели возможность всегда жить люди, выходя на поверхность только, для того, чтобы обработать поле либо выпасать скот. Хоть для постоянного проживания скорее-всего город применяли лишь на протяжении осады. Для этого тут была создана разветвленная инфраструктура, включающая в себя все нужное для жизни и обороны.

И эти города были не такими уж и мелкими. К примеру, Каймаклы насчитывает восемь уровней уходя под почву на глубину до 80-ти метров. В один момент в нем имело возможность жить до 15 000 человек и это еще не самый большой из подземных городов Каппадокии.

Одно из помещений неподалеку от входа.

Начали мы собственную экскурсию спустившись под почву, а вдруг быть правильнее, то легко войдя в один их тоннелей очень мало встав по тропинке от центра туристической информации.

Щиты перед входом дают предупреждение о том, что в пещерном городе не курят. Но это Турция и в случае, если пользоваться особой пластиковой бутылкой как пепельницей и забирать бычки с собой, то курить весьма кроме того возможно.

Остатки водосборной совокупности:

Ихсан показывает место сбора жёлоб и воды по которому она попадала в особое водохранилище.

Фактически водосборная шахта. как видно тут еще не весьма глубоко. По причине того, что мы неподалеку от входа. По большому счету же глубина залегания ходов в Мазы достигает 70-ти метров.

Один из ветхих ходов к поверхности. В древние времена, в то время, когда город еще не потерял собственного оборонительного значения, попасть в него возможно было лишь по таким узким, низким и извилистым ходам. Неприятель, отважившийся зайти ко мне, должен был пригибаться. Оборонявшимся не стоило громадного труда заколоть его копьем, для этого в потолке были выдолблены особые маленькие отверстия. Эти бойницы выходили в пол находящейся сверху помещения, где и дежурили защищавшиеся.

В случае, если же неприятель умудрялся пробраться через данный страшный лабиринт, он обязательно натыкался на такую вот дверь:

Отверстие в этом жернове вырезали уже отечественные современники.

Раньше же данный камень наглухо закрывал вход…

…выкатываясь из аналогичного паза. Из-за паза выдавить его было нереально. Да и откатить проблематично, поскольку он был подперт изнутри. А чтобы неприятель не имел возможности нормально выбивать камень-дверь, над коридором имелась все та же помещение с бойницами в полу. Из этого можно было фактически свободно заливать масло за шиворот столпившихся у закрытой двери захватчиков.

Ихсан собрал нас у одного из помещений, которое он именовал тронным залом и задал вопрос:

— Для чего тут эти две двери, как вы думаете?

Вариантов мы ему выдали довольно много, один глупее другого. Было кроме того что-то про лилипутов Позже он попросил всех нас войти через мелкую дверь, что мы и сделали здорово пригнувшись. А Таню пригласи войти в тронный зал через громадную. По окончании чего пояснил, что громадная дверь для руководства, а маленькая для всего остального люда, чтобы входя — кланялись.

Таня в тронном зале.

Один из хозяйственных сосудов.

В данной комнате Ихсан задал нам очередную тайную. Он задал вопрос, что это за помещение?

Помещение была достаточно просторной с шахтой в потолке ведущей на поверхность. Фактически во всех стенках были расположены мелкие ниши и пребывали фактически все они под потолком, так что без лестницы не дотянешься.

Гадали продолжительно и бесплодно.

Оказалось, что это голубятня. Да, обычная голубятня для содержания почтовых голубей, которых применяли для связи с соседними городами на протяжении осады. Через отверстие посредине помещения они и вылетали.

А из этого мы отправились дальше пара раз меняя уровни. Переходить с уровня на уровень необходимо было по узким шахтам-лестницам.

Одна из таких шахт. Она в ширину сантиметров 70 исходя из этого возможно нормально лезть в распорах не опасаясь упасть вниз.

Выход из данной шахты на следующем уровне.

Кое где движение был не таким надёжным и Ихсан сбрасывал нам вниз веревку с монтажным поясом.

Через пара часов совершённых под почвой мы вышли таки на поверхность. Данный выход находится намного выше по склону чем тот через что мы вошли.

Ихсан наивно задал вопрос, не желаем ли мы взглянуть еще пара участков подземного города:

— Само собой разумеется желаем! — кроме того не думая ответили мы.

Ихсан повел нас в совсем другую часть подземелий. Тут было намного меньше больших помещений и ходы переплетались в казалось бы хаотическом порядке, воображая из себя прекрасный лабиринт.

Крест на стене одной из церквей подземного города Мазы. Громаднейшего расцвета подземные города достигли в средние века. Обитатели-христиане укрывались тут от арабских набегов, исходя из этого церкви в пещерных городах бывает.

По окончании Ихсан внес предложение нам поиграть в прятки. При чем запрятать он внес предложение Танюшу и заявил, что в случае, если мы ее не отыщем в течении пяти мин., она останется в этих подземельях окончательно.

Оставлять Танюшу тут в отечественные замыслы не входило и скоро она была найдена в одном из зернохранилищ.

Фото на память.

Вышли на поврехность мы нечистыми как линии. Ихсан отвел нас в ближайшее кафе, где мы смогли смыть с себя пыль.

По окончании Мазы мы отправились на юго-запад.

Ну и напоследок простой Каппадокийский пейзаж.

Пожалуй подземная часть Каппадокии произвела на мена наисильнейшее чувство!