Маркизские острова: в стране каменных идолов

В комнате сидят два класса, на оба — один преподаватель.

В классе на Маркизских островах

На островах реализовывают тунца. Другую рыбу для еды в Океании ловят мало.

Торговля тунцом на Маркизских островах

На острове Хива-Оа совершил собственные последние годы судьбы известный живописец Гоген.

Могила Гогена на острове Хива-Оа

На этом острове всё до сих пор выглядит так, словно бы Гоген не погиб, а просто вышел за морфином.

Жительницы острова Хива-Оа

На Хива-Оа имеется музей Гогена с галереей распечатанных на цифровых принтерах репродукций.

Репродукции из музея острова Хива-Оа

На Хива-Оа довольно много артефактов и развалин, но отыскать большая часть из них сложно: где-то нет указателей, где-то — приметных путей и дорог, и нужно искать проводника.

Пейзаж острова Хива-Оа

Вот с Радующимся тики всё легко: заботливый туристический офис установил на основной дороге указатель и ясно разметил тропу через джунгли.

Указатель для туристов на острове Хива-Оа

А вот и сама дорога.

Дорога на острове Хива-Оа

Истуканы уже совсем рядом!

Развалины построек в Taaoa на острове Хива-Оа

Объявление при входе: вход — 300 полинезийских франков, оплата в палатке в соседней деревне.

Объявление на острове Хива-Оа

Вот эта самая палатка.

Касса в палатке на острове Хива-Оа

Полинезийцы были язычниками: у каждого острова, семьи и профессии были собственные всевышние с различным, взаимодополняющим функционалом. Мараэ (храм; marae говорят по-таитянски; на языке Маркизских островов будет me’ae; на Тонге говорят mala’e; на Самоа — malae) использовались для вступления людей в контакт с всевышними (atua): в marae atua, вызванные посредством особенных ритуалов жрецами (tahu’a), спускались на землю и вселялись в тики (тики по-маркизски идол; по-таитянски будет ti’i; по-гавайски ki’i) либо в to’o (также идол, не знаю, чем отличались). Забавно, что идолы на острове Пасхи именуются mo’ai.

Обычное полинезийское мараэ

Спустившись, atua повышали у людей божественную силу (mana), нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны, рыбалки и всего для того чтобы. Мана предоставлялась на протяжении ритуалов в обмен на подарки всевышним (потому, что у полинезийцев любой презент практически в любое время гарантирует презент в обмен), и лучшим подарком всевышним было, само собой разумеется, человеческое жертвоприношение. Любой успех предопределялся громадным числом накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ожидали неудачи. Продолжительное отсутствие всевышних на земле ману снижало. No mana, no funa, — должно быть говорили полинезийцы в те времена.

Радующийся тики

Мараэ возможно обнаружить всех архипелагах Полинезии, они не такие уж древние: их строили начиная с XV века и позднее. Мараэ смотрелись приблизительно как мощёный камнями и окруженный каменной стеной (te patu) двор (te tehua), с алтарём (te ahu) в дальнем финише. Аху был похож на каменный стол либо многоэтажную пирамиду. Ещё в мараэ были te fata ai’ai и te fata rau — древесные платформы для жертвоприношений и древесные же (из хлебного дерева!) антропоморфные, зооморфные либо в форме абстрактных фигур идолы (unu), символизировавшие броские звёзды неба (в представлении некоторых — колонны, на которых держится небесный свод) и посвященные всевышним либо духам, защищающим семью — владелицу мараэ. Считается, что unu имели возможность красить в священный красный цвет. Около мараэ — строения различной степени святости для всевышних, жертв, мёртвых, сокровищ и другого. На алтарь для молитв забирались лишь вожди (tahu’a и ari’i), для всех остальных они были строжайшим табу (tapu). детям и Женщинам не было возможности кроме того входить на священный двор tehua — табу, за исключением случаев, в то время, когда дама была вождем (в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).

Идол с Маркизских островов

Хива-Оа, один из Маркизских островов — лучшее в мире место для наблюдения за полинезийскими каменными истуканами тики, значительно круче острова Пасхи с его моаи, и вот по какой причине. В большинстве полинезийских культур от Новой Зеландии до Гавайев тики были практически в любое время древесными, и оригиналы до наших дней дожили в маленьком количестве по музеям.

Истуканы Маркизских островов

Кое-какие острова делали каменные тики, но меньше, и по сей день их также попрятали по музеям, и, получается, что масштабные тики в условно-естественной среде остались разве что на Маркизских островах (95 штук) и острове Пасхи (887 штук).

Каменное изваяние с острова Хива-Оа

Дабы добраться до Хива-Оа регулярными авиарейсами, нужно сделать 5-6 пересадок, что, само собой разумеется, не идет ни в какое сравнение с жалкими двумя для острова Пасхи.

Истукан с острова Хива-Оа

Остров Пасхи пустынен и несложен, а Хива-Оа складывается из эпических грунтовок и джунглей по горам.

Несколько идолов с острова Хива-Оа

99 процентов читателей этого текста выяснили, что истуканы имеется где-то не считая Пасхи, конкретно из него. Ясно, что съездить в том направлении и тиснуть ещё один первооткрывательский отчётик уже не окажется, но, по крайней мере, возможно хотя бы поразить сотрудников по работе.

Идол Takai’i

И, наконец, на Маркизских островах имеется щекочущая нервы опасность, так любимая путешественниками! На Нуку-Хиве в 2011 году германского туриста съели каннибалы. В случае, если почитать историю Баунти, то ясно, что еще в XVIII-XIX столетиях отыскать остров без людоедства в Полинезии было весьма сложно, но были ли связаны человеческие жертвоприношения чтобы получить ману с людоедством? Лишь ли людоедские острова приобретали манну, скармливая людей всевышним? Были ли острова, где людей не ели, а лишь убивали на алтарях? Я не знаю! Из фактов о людоедстве в Полинезии мой любимый тот, что кормовых людей именовали долгими свиньями — за схожесть вкуса и внешнего вида.

Идол с острова Хива-Оа

Народы мира. Передача 7. Полинезия. Страна десяти тысяч островов


Читать еще…

  • Остров пасхи: прогулки по чилийскому дахабу

  • Остров-град свияжск

  • Пляжи острова боракай

  • Паром на остров гозо. мальта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: