Мосты люцерна: «пляска смерти» на фоне альп

Галерея живописи среди реки? Учебник истории на стропилах моста? Скелеты, танцующие на фоне альпийских пейзажей? — Все это, конечно же, древние древесные мосты Люцерна.

Картина Маттеуса Мериана Старшего. Люцерн в первой половине 40-ых годов XVII века.

Средневековый Люцерн с его трехкилометровой крепостной стеной, тридцатью башнями и тремя крытыми мостами, каковые защищали город со стороны Фирвальдштетского озера, именовали мелким древесным гнездом аиста — das kleine holzerne Storchennest. По мере того как город, выгодно расположенный на пересечении торговых дорог из Германии в Италию, разрастался, древних упрочнений оставалось меньше. До наших дней сохранились отрезок стенки длиной 870 м, 9 моста и 2 башен. Один из древесных мостов, Хофбрюкке, длиной 385 метров, был разобран в середине 19 века для благоустройства набережной. Об этом мосте мы вспоминали, прогуливаясь по ЛЮЦЕРНУ СО ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ .

Мост Капельбрюкке

Два вторых моста через реку Ройс — Капельбрюкке и Шпроербрюкке — сохранились, сейчас это самые узнаваемые достопримечательности Люцерна. Особенно известен Капельбрюкке (Kapellbrucke) — Часовенный мост, что, согласно данным статистики значительно чаще фотографируют в Швейцарии туристы. Данный мост стал таким же знаком страны, как альпийская вершина Маттерхорн.

Мост Капельбрюкке

Наименование мосту дала стоящая рядом с ним на берегу часовня (капелла) Святого Петра. Крытый древесный мост под двускатной черепичной кровлей был выстроен в первой половине 30-ых годов четырнадцатого века, он считается ветшайшим сооружением для того чтобы рода в Европе. Швейцарцы именуют его самым долгим древесным мостом — вместе с навесами протяженность Капельбрюкке 204,7 метра, но в германских источниках первенство отдается древесному мосту в городе Бад Зекинген, соединяющему Швейцарию и Германию через Рейн: его протяженность вместе с навесами практически на два метра больше — 206, 5 метра. Первоначально мост был значительно дольше: в 1835 году он был укорочен на 75 метров из-за трансформации береговой линии реки.

Вид на церковь Иезуитов (1669 г.) с моста Капельбрюкке

Башня Вассертурм на фоне горы Пилатус

Необыкновенна форма моста: он пересекает Ройс не по прямой, а по ломаной линии, захватывая стоящую среди реки восьмигранную каменную Вассертурм — Водяную башню, выстроенную еще раньше моста, в 1300 году. Башня высотой 43 метра изначально была не водонапорной, как возможно поразмыслить, а сторожевой. В ней в свое время размешались камера и тюрьма пыток, после этого — муниципальный хранилище и архив казны.

Картины на мосту Капельбрюкке

Но не башня, не древность и не протяженность делают мост Капельбрюкке воистину неповторимым, а созданные в семнадцатом веке двусторонние треугольные картины на дереве, укрепленные под скатом кровли. Автором цикла стал переехавший в Люцерн из Цюриха живописец Ханс Хайнрих Вэгманн, что совместно со собственными четырьмя сыновьями начал работу над эскизами картин для Капельбрюкке в 1606 году. Первоначально картин было 158, по окончании укорачивания моста их осталось 111 (снятые картины, очевидно, были сохранены). Древесные панели 150-181 см шириной и 85 — 95 см высотой складываются из трех-пяти досок, в большинстве сосновых, только пара панелей сделано из клёна и липы.

Картины на мосту Капельбрюкке

Мост был столь богато декорирован отнюдь не только из любви к красоте. Картины показались на мосту во времена контрреформации, в то время, когда Люцерн подтверждал собственную верность католической церкви. Расписные панели на мосту игрались так воспитательную и агитационную роль. В базе сюжетов — поучительные эпизоды из истории Швейцарии с выговором на жития и контрреформацию покровителей Люцерна Св. Леодегара (St. Leodegar) и Св. Маурициуса (St. Mauritius). Проходя по мосту, пешеход невольно приобщался к католичеству и проникался патриотическим духом. Потому, что большая часть сюжетов связано с мученичеством и войнами, цикл создаёт достаточно мрачное чувство. Практически во всех сценах царит принуждение. Мы видим казни, битвы, мёртвые тела, оружие, в картинах господствует красный крови и цвет знамён.

Картины на мосту Капельбрюкке

Дабы зрители-пешеходы не совершили ошибку в истолковании и определении сюжетов, любая картина сопровождается несколькими стихотворными строками, поясняющими и дополняющими изображение и страхующими картины от неверного понимания. Любая картина снабжена порядковым номером и украшена по краям гербами спонсоров — представителей муниципальный знати.

Картины на мосту Капельбрюкке

Проходя по мосту, мы подмечаем на месте некоторых картин безлюдные панели. Увы! В ночь на 18 августа 1993 года случилась катастрофа — Капельбрюкке загорелся, предположительно от непогашенной сигареты. Пламя стёр с лица земли солидную часть моста (какую конкретно, на данный момент возможно определить по более яркому дереву), а также 78 из 111 картин. Часть картин удалось отреставрировать, безнадежно потерянные картины заменили теми подлинниками, каковые были удалены с моста на протяжении его укорачивания в девятнадцатом веке, но абсолютно урон от пожара компенсировать не удалось. Мост был отреставрирован весьма скоро: уже в апреле 1994 года он был снова открыт для пешеходов, а отреставрированные картины заняли собственный место во второй половине 90-ых годов XX века. Реставрация моста стоила более 2 миллионов американских долларов. До сих пор ведутся активные дебаты о том, стоит ли заполнить места сгоревших картин копиями.

ратуша и Ратушный мостик на берегу реки Ройс

Капельбрюкке и церковь Иезуитов

плотины и Пешеходные мостики

Прекрасный интерьер церкви Иезуитов

Стремительные воды реки Ройс

Набережная с Часовой башней

Уголок набережной

Древесный мост Шпроербрюкке находится в нескольких минутах пешком от Капельбрюкке, чуть выше по течению реки. В тринадцатом веке мост доходил лишь до середины реки — он соединял Мельничную площадь на правом берегу Ройса со стоящими среди реки водяными мельницами. В 1408 году мост был продолжен до левого берега и соединил мельницы с кварталом пекарей. Лишь с этого моста возможно было выбрасывать в воду отходы мельничного производства. Из этого и его наименование — Spreuerbrucke, Мякинный. Во второй половине 50-ых годов XVI века мост был уничтожен наводнением, но скоро восстановлен, а во второй половине 60-ых годов шестнадцатого века к нему пристроили миниатюрную капеллу.

Мост Шпроербрюкке

Часовня Девы Марии на мосту Шпроербрюкке

Камерный и романтичный Шпроербрюкке менее известен, чем его сосед Капельбрюкке, но не меньше очарователен. Красная чешуйчатая башенка часовни придает мосту милый вид. Думается, ты попал в хорошую сказку…. , пока на вступишь на мост. Дорогой мостик украшают 67 треугольных картин, написанных в 1626-1635 годах Каспаром Меглингером. Как будто бы кадры из ужастика перед зрителем разворачивается Пляска Смерти — Totentanz. Смерть в виде танцующего скелета, в противном случае и нескольких, сопровождает человека везде, ежедневно и в каждом его деянии, перед ней равны люди всех возрастов и сословий. У всех стоит она за спиной и ожидает собственного часа, и нет места, где возможно от нее укрыться.

Часовня на мосту Шпроербрюкке

Вход нак мост Шпроербрюкке

Аллегорические серии на это сюжет берут начало в латинской традиции, проходят через все Средневековье и эпоху ренесанса. Люцернская Пляска смерти более всего близка к циклу картин Ганса Гольбейна Младшего, выполненному во второй половине 20-ых годов шестнадцатого века. Конкретно Гольбейн в первый раз изобразил Пляску смерти не как вереницу пляшущих фигур либо пар, а как последовательность отдельных, не зависящих друг от друга сцен, подчеркивая этим, что смерть есть неожиданно, среди наслаждений и житейских забот. Так же как на мосту Капельбрюкке, панно имеют порядковый номер, их сопровождают изображение и пояснительные надписи гербов спонсоров.

Пляска смерти на мосту Шпроербрюкке

Воспитательное значение моста тяжело переоценить: хотя скоро перебраться на другой берег, пешеход волей-неволей проходит по мосту под ужасными картинами, заставляющими его изо дня в сутки вспоминать о бренности отечественной безнравственной жизни. Но исправить собственный настроение и понять, что жизнь красива, несложно — нужно только посмотреть назад и взглянуть на бирюзовые воды озера, Люцерн и альпийские вершины с его башнями, мостами, храмами.

Пляска смерти на мосту Шпроербрюкке

Продолжение темы: Пляска смерти в европейском изобразительном мастерстве, музыке и литературе у archigenova

Камиль Сен-Санс. Пляска смерти


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: