Муром: монастыри и храмы

Что поразило? Первое, конкретно территория монастырей вылизана на блеска. Возможно кроме того намеренно соврать и написать, что , если судить по данной фотографии, так выглядит целый город. Далеко не так, увы, но территории церквей (цвинтеры, как говорят ещё в деревнях юго-запада Брянской области) и монастырей весьма ухожены.

Второе, весьма доброжелательные люди: никто не злился, ни у кого не подмечал агрессии при виде камеры либо при попытках съёмки интерьера той либо другой церкви. Напротив, действующий при храме один мужик кроме того рекомендовал, что лучше поснимать. Кроме этого в городе познакомился с местной жительницей Юлией, которая кроме этого внесла свою лепту, поведав о приезжавшей в эти места жены 3 президента России Светланы Медведевой, о популярном в Муроме празднике семьи, верности и любви.

Начнём с Воскресенского монастыря (он изображён на прошлой фотографии). Происхождение этого монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Февронии и Петра, живших якобы тут и благословивших своим посещением бугор, на котором позднее и появилась обитель. Пётр и Феврония — русские православные святые, почитаемые в РПЦ как покровители брака и семьи. Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Кое-какие исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом его супругой и юрьевичем. Князь Давид правил в Муроме в 1205-1228 гг. и принял постриг с именем Петра, о его супруге фактически ничего не известно.Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве местночтимых святых.

Существует Повесть о Февронии и Петре Муромских (полное уникальное наименование: Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и жены его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Е?фросинии), Создателем которой есть Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного, взявший поручение от Столичного митрополита Макария написать о муромских святых — Февронии и Петре, каковые, как предполагается, правили в Муроме и погибли во второй половине 20-ых годов XIII века. Произведение было написано по окончании канонизации Февронии и Петра на Столичном церковном соборе во второй половине 40-ых годов XVI века. Согласно мнению ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: чудесная сказка об огненном змие и сказка о умной деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. В соответствии с данной повести- в городе Муроме правил князь Павел. В то время, когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Вторым людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем согласилась супругу. Он приказал жене выспросить у змея, от чего тому смерть может прийти. Змей поведал княгине, что смерть его будет от Петрова плеча, от Агрикова меча.

У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где забрать Агриков клинок. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок продемонстрировал ему Агриков клинок, что лежал в щели между камней алтарной стенки. Князь забрал клинок.

в один раз Петр пришёл к брату. Тот был дома. Позже Петр отправился к снохе и заметил, что брат уже сидит у неё. Павел растолковал, что змий может принимать его вид. Тогда Петр приказал брату никуда не уходить, забрал Агриков клинок, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял собственное обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не имел возможности его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, словно бы его может исцелить дочь древолазца (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Нежно в Рязанской почва. Феврония в качестве платы за лечение захотела, дабы князь женился на ней по окончании исцеления, князь дал обещание на ней жениться. Феврония исцелила князя, но он не сдержал собственного слова, потому, что Феврония была простолюдинкой. Но в ходе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, почему заболевание возобновилась, Феврония снова вылечила Петра, и он женился на ней.

В то время, когда Пётр наследовал княжение по окончании брата, бояре не захотели иметь княгиню несложного звания, заявив ему: Либо отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, либо покинь Муром. Князь забрал Февронию, и на двух судах они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой возвратиться. княгиня и Князь возвратились, и Феврония в будущем сумела заслужить любовь жителей.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в различных монастырях с именами Евфросиния и Давид, они молили Всевышнего, дабы им погибнуть за одни сутки, и завещали тела их положить в одном гробу, заблаговременно приготовив гробницу из одного камня, с узкой перегородкой. Скончались они за одни сутки и час.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в различных обителях, но на следующий сутки они были совместно.

Так, Пётр и Феврония считаются православными покровителями брака и семьи, чей супружеский альянс считается примером христианского брака. В РФ с 2008 года 8 июля отмечается Сутки семьи, верности и любви, данный праздник весьма популярен в Муроме, чуть ли несколько из брендов города.

Пятиглавый Собор Воскресения Христова на территории монастыря 1650 года постройки с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами.

В исторических источниках сам монастырь в первый раз упомянут во второй половине 60-ых годов шестнадцатого века.В 1616 году поляки Лисовского убили тут священника Иоанна. В российской историографии имеется такое событие, как Рейд Лисовского, относящийся к русско-польской войне 1609-1618 годов, на протяжении которого лисовчики под руководством пана Лисовского совершили поход в глубь территории России, обрисовав в 1615 году громадную петлю около Москвы и возвратившись на территории Речи Посполитой, разорив множество городов России. До 2 половины светло синий века стены и храмы монастыря были древесные, но между 1646-1648 гг. разбогатевший на торговле торговец Авраам Черкасов финансирует строительство каменных сооружений монастыря. Имена мастеров не известны.

Воскресенский монастырь просуществовал до 1764 года. По окончании его упразднения, в соответствии с указу Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующие, игуменя Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, были переведены в Троицкую обитель. в течении XIX — начала XX столетий храмы оставались рядовыми муниципальными приходами. Тут же размешалось одно из четырёх городских кладбищ.

В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря поделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, самые ценные предметы вывезли в музей, а строения стали использовать под складские помещения. Во второй половине 20-ых годов XX века кладбище стёрли с лица земли, а в первой половине 50-ых годов XX века и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970-1980-е годы в Воскресенской церкви размешалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

Во второй половине 90-ых годов XX века возрождён монастырь. Получается, где я стою- это кладбище практически 90 лет назад и футбольное поле 30-50 лет назад. Сознание легко накладывает различные картины эр, соответственно вид снова же изменяется.

Спа?со-Преображе?нский мужской монасты?рь (начальное наименование — Спа?светло синий что на Бору?) упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей в России и фигурирует в Повести временных лет под 1096 годом в связи с смертью под стенками Мурома князя Изяслава Владимировича: В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 сутки … Олег же вниде в городъ и прияша и жители. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …. Ещё существует местное предание, зафиксированное в нескольких перечнях монумента XVI в. Повести о водворении христианства в Муроме, повествующее об основании монастыря муромским князем Глебом Владимировичем (Глеб и Борис — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987-989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015г. по окончании смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; РПЦ в 1071г. причислила Глеба и Бориса к лику святых).

Спасо-Преображенский собор (справа на фото) — монумент архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м годам. По своим архитектурным изюминкам он близок постройкам ростовских мастеров финиша XV-XVI столетий и представляет собой трехабсидный пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте древесной церкви Спаса. Собор в плане квадратный, в поделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор смотрелся выделено монументально. Фасады практически кубического количества расчленены плоскими пилястрами на три части, любая из которых закончена полукружными кокошниками. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких последовательностей кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя последовательностями кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана — восемью кокошниками. Строение стоит на маленьком фундаменте. Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, конечно некоторой суровостью и монументальностью, поскольку он делал функции крепостного строения, являлся на протяжении осады убежищем хранения и местом ценностей для обитателей. В храма абсолютно отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь практически ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, медлено перетекающих в своды и тяжёлые арки. Истоки аналогичного подхода к ответу храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.

Данный же собор слева с обратной стороны. А Справа, Покровская церковь, выстроенная в первой половине 90-ых годов семнадцатого века на средства митрополита Варсанофия из рода помещиков Чертковых, живших недалеко от Мурома. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направлении. Из-за перестроек церковь утратила начальный вид, потеряла кое-какие архитектурные подробности, но она и по сей день совместно со Спасо-Преображенским Настоятельским корпусом и собором занимает важное место в ансамбле Спасского монастыря.

Братский корпус 1911 года постройки.

Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-1810 гг.

Это же место в начале 2000-х гг. (фото Алексея Трифонова тут).

Свя?то-Тро?ицкий же?нский монасты?рь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским торговцем Тарасием Борисовичем Цветновым. В нём сохраняются мощи святых Февронии и Петра. В 1642-1643 годах тщанием и снисканием Тарасия Цветнова на месте древесного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор (на фото), сохранившийся сейчас. В первой половине 40-ых годов семнадцатого века Тарасий Цветнов просил у епископа Рязанского и Муромского разрешения на основание при соборе монастыря, и такое согласие он взял.

Ру?сское узо?рочье (моско?вское узо?рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в семнадцатом веке на территории Русского страны, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, живописностью силуэта и сложностью композиции. В композиции для 1 половины XVII века обычна сложная пространственная композиция. Обычные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они в большинстве случаев имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.

Для второй половины XVII века больше свойственны ясные и уравновешенные, часто симметричные, композиции. Наряду с этим декор фасадов делается кроме этого более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

В декоре имеются резные наличники окон (а также в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде петушиных гребешков, витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов. Площадь декора на стенах весьма громадна. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

В 1648-1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были выстроены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Богоматери и прорезная многоярусная колокольня в эру краткого, но прекрасного расцвета местного зодчества, длившегося до конца XVII столетия. Строительство велось на средства наиболее основателя обители и известного ктитора — торгового человека Тарасия Борисова по прозвищу Богдан Цветной. Богатый торговец довольно часто бывал по торговым делам в Москве и был причислен правителем Михаилом Феодоровичем Романовым к столичной гостиной сотне. Маленькие, кроме того миниатюрные размеры шатрового храма не мешают ощущению величественности. Это чувство во многом разъясняется высоким основанием, на которое поставлена церковь, и умело отысканными пропорциями храма. В этом случае основанием помогают южные врата с двумя разновеликими арками въезда на территорию монастыря.

Сама церковь является конструкцией восьмерик на четверике, увенчанную восьмигранным шатром. Все ее составляющие — и достаточно массивный куб главного количества, и красивый восьмерик, и шатер, благодаря мастерству малоизвестного мастера, являются страно гармоничное единство. Особенную, неповторимую красоту храму придает множество столь же необыкновенных, сколь и нарядных подробностей из фигурного кирпича. Быть может, любовь местных мастеров к сложному декору разъясняется, не считая действия столичной архитектуры, сильным влиянием школы рязанского зодчества. Она особенно отлично прослеживается при сравнении Казанской церкви с храмом Святого Духа (1642 год) в Рязани. Довольно много неспециализированного возможно отыскать и в принципе перехода от большого куба храма к маленькому восьмерику, а от него — к шатру. Своды и рязанской, и муромской церквей украшают килевидные кокошники сложного профиля, имеющие практически однообразный рисунок. Быть может, такая традиция поддерживалась и в более позднее время, т.к. в XVII столетии Муром и Рязань пребывали в ведении одного иерарха — епископа рязанского и муромского.

Одним из импульсов в формировании местной архитектуры могло быть тесное общение с ремесленниками южнославянских государств, каковые издревле приплывали по Оке в Муром для торговых дел. Так или иначе, муромские мастера мастера-муроли, вежливые на царёвом дворе, славились своим мастерством. Они схватили всю декоративность столичных форм и развили ее до прихотливого узора.

Древесная церковь Сергия Радонежского 1700 года постройки, перевезённая на территорию Троицкого монастыря из села Красное, которая, не смотря на то, что и датируется 18 веком, по стилю, непременно относится к 17 веку. Тем более что, со своей стороны, она была перевезена в село Красное в 1715 году из села Пьяно. О спасённых храмов древесного зодчества вы имеете возможность почитать репортаж из музея под открытым небом Витославлицы вблизи от Великого Новгорода.

А это Благове?щенский мужской монасты?рь, основанный в первой половине 50-ых годов XVI века Иваном Грозным, посетившим Муром в первой половине 50-ых годов XVI века на протяжении похода на Казань. По преданию расположен на месте древесной церкви при дворе князя Муровского и Черниговского Константина, крестившего Муром. В 1616 году монастырь был уничтожен и разграблен поляками. в течении XVII века обитель понемногу оживала из руин.Муромский торговец Тарасий Борисович Цветнов снова отстроил в первой половине 60-ых годов XVII века Благовещенский собор и установил на колокольне часы. В первой половине 90-ых годов восемнадцатого века на территории монастыря было открыто Муромское духовное училище. На протяжении Отечественной войны 1812 года в монастыре хранились иконы Иверской и Владимирской Божией матери.

Главным элементом декора Благовещенского Собора являются оконные наличники. Боковые обрамления некоторых окон выполнены в виде балясин и цветов. Над венчающим их двойным многослойным карнизом возвышаются порванные фронтоны с балясиной по центру. Но имеется и необычные мотивы: корона со сложным профилем и обрамленный сухариками кокошник, в который вписана цветочная ветвь с бутоном наверху. Ее изогнутые боковые побеги завершаются распустившимися цветами.

Очень шепетильно украшены барабаны пяти глав собора. Световым есть лишь центральный, но любой из пяти обрамляет необычный аркатурно-колончатый пояс из тонко прорисованных балясин, соединенных дугами и маленькими фронтончиками. Над поясом расположен фриз из городчатых фигур, а над ним — очень сильно выступающий карниз. Он не был изначально частью декора барабанов, а показался лишь в конце XVIII века (по окончании пожара 1792 года луковичные главки заменили на нынешние, более прихотливой формы). Их возможно было бы назвать неестественными, но, благодаря удачно отысканной форме перехода от барабана к главке, они в полной мере органично дополнили вид собора. Менее органичен пристроенный в десятнадцатом веке придел с северной стороны, что значительно нарушил начальную композицию. Одной из достопримечательностей собора считается его западный вход, выходящий на закрытую паперть с крыльцом. Он устроен в виде перспективного портала из белого камня, любой ярус арок которого покрыт узкой резьбой в виде бусин и цветов, напоминающих обрамления оконных наличников. Опираются арки на резные балясины. Возможно, первоначально тут был главный вход в собор.

Паперть, пристроенная пара позднее к собору с западной стороны, заслуживает особенного упоминания. Изящно изогнутые арки (особенно необыкновенна нижняя ползучая арка) на фигурных столбиках обрамляют два марша лестницы. Весьма необычно ответ крыльца: с трех сторон оно открыто, любой его проем выполнен в форме подвесной арки с висячей гирькой. Углы крыльца декорированы колонками, повторяющими рисунок арочных столбов. Завершает количество крыльца многопрофильный выносной карниз. Все это сооружение увенчано тремя шатрами. Два маленьких шатрика по сторонам сделаны восьмигранными, а центральный шатер (значительно большего размера) — шестнадцатигранным.

Надвратная Церковь св. Стефания 1716 года постройки ( в 1835 гг.- добавлены последовательность элементов). Многие подробности фасада: карниз, кокошники, висячие колонки глухого барабана, покоящегося на четырёхскатной кровле, весьма близки к подробностям Благовещенского собора.

Монумент Петру и Февронии на одноимённой площади перед монастырём. Ранее площадь называлась- площадь Любви, но по окончании визита Президента Медведева с супругой, площадь взяла нынешнее наименование. В следующем выпуске уже о самом Муроме я покажу ещё мелкую занимательную подробность в этом монументе, так что, наберитесь терпения.

кресты и Старый голбец в проездной нише Стефаниевской церкви.

Благовещенский монастырь прославлен Андреем Вознесенским в поэме Андрей Полисадов — о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.

В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся жителей.

Стенки выстроены в 1 половине XIX века.

Сейчас взглянуть на отдельные муниципальные храмы. Часовня Михаила Архангела при УВД г.Мурома 2005-2006 гг.возведена в память погибших в Чечне милиционеров.

Пятиглавая, трёхабсидная с шатровой колокольней Церковь Вознесения Господня, выстроенная во второй половине 20-ых годов восемнадцатого века на пожертвования бургомистра В.Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А.Герасимова.

Церковь Смоленской иконы Богоматери в архитектурном направлении классицизма,выстроена в 1804 году на средства муромского торговца М. И. Елина.Эта 1 постройка в этом стиле в Муроме. Колокольня Смоленской церкви (со крестом и шпилем) до сих пор есть одной из самых высоких точек в городе. Главный количество — четверик — перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой. С востока к нему примыкает пятигранная аспида, а с севера и с юга — портики ионического ордена с редко поставленными колоннами (необычной его трактовкой). Потому, что портики прорезаны арками, создаётся лёгкости и впечатление воздушности.

колокольня и Трапезная, выстроенные во второй половине 30-ых годов XIX века, выполнены в других масштабах и пара несоразмерны с главным количеством церкви. Полуколонны третьего яруса колокольни, пилястры входного портика, арочные, близко поставленные, вытянутые пропорции окна трапезной — архитектурные подробности, характерные для первой половины XIX века. Заслуживает внимания необычная трактовка ордера, применённого в третьем ярусе колокольни между арочными проёмами звонницы, где сгруппировано по три полуколонны композитного ордера. Подобный приём есть одним из местных приёмов, обусловленных традициями мастеров — муролей, хорошим от хороших канонов.

Церковь Сретения Господня (1795 год), возведённая на средства муромского торговца 1 гильдии Ивана Зворыкина.

Вид храма в 2001 году (создатель фото-Алексей Комлев, источник тут).

На набережной Оки возможно заметить шатровый храм Космы и Дамиана 1556-1565 гг. постройки.

Одна из преданий говорит, что Косма и Дамиан — римляне, пришедшие на Русь, и лечившие безвозмездно людей, но из зависти были отравлены неприятелем-язычником. За это их причислили к святым. В Киевской Руси они были покровителями кузнечного дела.

В второй легенде говорится, что на протяжении похода на Одоление Казани в первой половине 50-ых годов XVI века на месте, где выстроена на данный момент церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552года) ставил собственный шатёр, обдумывал замысел взятия татарской твердыни, с этого прибрежного бугра следил за переправой армий через р.Оку. На противоположной стороне реки размешался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, был посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Демьян и Козьма, и вызвались оказать помощь в переправе армий на правый берег реки Оки. Под покровом темноты они пробрались в стан неприятелей и подожгли шатёр хана, позвав этим переполох среди неприятелей. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного удачно переправились через реку и разбили неприятелей. Эти два храбреца погибли; их, как храбрецов, кананизировали, а церковь, выстроенную по окончании победы под Казанью, в честь погибших храбрецов, назвали Козьмодемьянской.

Успенская церковь 1790 года постройки.

Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная) 1700-1717 гг. постройки — пример переходного стиля между древнерусским (столичным) барокко и барокко европейского склада расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей на протяжении берега Оки, в которой жили рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору.

Храм строился с 1700 по 1717 годы несмотря на запрет Петра I на каменное постройку на средства столичного священника Димитрия Христофорова в память об отце, помогавшем тут в древесной церкви. Не обращая внимания на неспециализированные композиционные черты со строениями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет кое-какие необычные подробности нового времени-петровского барокко. Это пучки колонок под неспециализированной капителью по углам строения; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с порванными фронтонами вверху; декоративные арки вместо закомар, практически шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов — круглые окна. Особенно европеизировала образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наровне с классическими иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным живописцем А.И. Казанцевым. До революции в церкви пребывала икона XIV века почитаемая в городе чудотворной — образ Николая-чудотворца. Сейчас он в собственности Муромскому музею.

Монастыри Мурома


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: