О староверах на нижегородчине: комаровский скит и скит новый шапран

На нижегородской почва было довольно много скитов, и все они неразлучно связаны с таким событием 17 века, как раскол Русской равославной церкви. Я не ставлю цели детально поведать о обстоятельствах раскола, в случае, если кто-то этим заинтересовался, возможно почитать информацию и многочисленную литературу в сети — её много. Но про сам его последствия и раскол я мало поведаю, чтобы вы воображали себе неспециализированную картину происходящего, без этого тяжело будет абсолютно представить жизнь скитов до их разрушения. Я не историк и не религиовед, исходя из этого поведаю все на пальцах

Как мы знаем, 17 век в РФ был веком, в то время, когда начала править новая семейство царей — Романовы. По окончании польской интервенции в стране царила хаос и разруха, государство фактически заново строилось. В середине 17 века оно более менее встало с колен, разогнав оставшихся чужестранцев и лжецарей. На этом фоне в духовенстве показалась несколько так называемых боголюбцев, каковые боролись как за чистоту нравов, так и за верховную власть церкви в обществе. Среди них было довольно много потом знаменитостей — Неронов, будущий патриарх Никон, основной мыслитель старообрядчества Аввакум и другие. Да, начинали они совместно и идеи у них были однообразные, но немногим позднее их взоры разошлись — Никон, со временем приблизившийся к царю Алексею Михайловичу, был достаточно властолюбивым человеком, грезившим о воцарении православной державы — Руси как преемницы единственно правой веры — византийской. Царь сперва поддержал эту идею, призвал греческих церковников, чтобы те якобы привели русскую веру, в далеком прошлом ушедшую от канонов византийской, к канонам собственной прародительницы. Но греки сами в далеком прошлом отошли от византийской веры, как утверждают многие ученые, в русской вере было намного больше ортодоксальности и старины, нежели в новогреческой. Реформа была принята. Касалась она правки книг, богослужений, церковных обрядов и другого. Все эти реформы были приняты в 1650-1660 годах, в то время, когда Никон был поставлен патриархом Руси.

Эта реформа и привела к расколу в церкви: те, кто не принимал богослужения и новые книги назывались раскольниками. Практически приверженцы ветхой веры были заявлены вне закона. Сам же Никон, из-за собственного характера, жажды преобладания церкви над светской судьбой в стране, весьма не так долго осталось ждать лишился сана и был сослан в монастырь. При пересылке из одного монастыря в второй бывший Патриарх скончался…

Затем стали образовываться всевозможные деления на толки, главными были беспоповство и поповство. В действительности эти толки также делились на огромное количество более небольших (нетовцы, федосеевцы, даниловцы, спасовцы и другие). Отличие их была в том, что беспоповцы не признавали священство, которое бало рукоположено по окончании раскола, а поповцы — принимали, причем довольно часто беглых священников от новой церкви. Главным центром поповства был нижегородский край, а беспоповцы по большей части жили в северных областях страны

Бывшие сотрудники Никона были кроме этого сосланы в дальнюю ссылку на север. Большая часть из них держали в чёрных землянках, пытали, морили голодом, но все равно такие люди, как Аввакум и оттуда рассылали собственные послания по все Руси. Кстати, большая часть из них до конца жизни сохраняли надежду, что царь отменит эти новшества и вернёт ветхие порядки. Царь не отменил. Аввакума, как и многих вторых старообрядцев, казнили…

До сих пор РПЦ помогает по исправленным новым и книгам канонам, правда на данный момент Русская Православная Старообрядческая церковь не находится в преследовании и любой человек моет стать её прихожанином.

Но не всегда было так. При Алексее Михайловиче их пытали, казнили, выдирали ноздри… При Петре, в юные годы очень сильно напуганном стрелецким бунтом (фактически все стрельцы были приверженцами ветхой веры), их кроме этого выслеживали, облагали огромными дополнительными налогами (на бороды, на старорусскую одежду…). Многие из старообрядческих толков кроме того вычисляли его антихристом. Особено по окончании так именуемого питиримого разоренья, в то время, когда патриарх Питирим прошелся по скитам и многие из них уничтожил, выгоняя обитателей по сёлам, в противном случае и загоняя в колонии. Правда позднее, в то время, когда Петр осознал, что большая часть больших промышленников и купцов также старообрядцы и приносят хорошей доход казне, мало смягчился к ним. Но все равно, до эры Екатерины II они были практически вне закона.

Екатерина официально признала старообрядчество а также насильно переселяла многие большие заграничные поселения старообрядцев обратно в Россию (а за время преследований их за рубежом появилось весьма много.)

Вторым мучителем старообрядчества стал Николай I, что кроме этого отправлял разорять керженецкие скиты, и не кого-то, а того самого Мельникова-Печерского, так отлично обрисовавшего нравы и быт старообрядческой среды в собственных В лесах и На горах! Да, именно он, как бы казалось, любитель всей данной старины, заправлял николаевскими преследованиями старообрядцев в нижегородской крае.

По какой причине конкретно нижегородский? В силу того, что, как я уже сообщил, у нас, на реке Керженец, был центр поповства. Скиты тут показались еще до раскола, к примеру Смоьяны, котлрые прошлым летом я так и не отыскал.

Карта тех мест 1735 года

Кучер, возивший Мельникова-Печерского

Сейчас я поведаю про 2 скита: самый большой, Комаровский, и мельче, Новый Шарпан.

Вот так сейчас выглядит Комаровский скит. Ничего, не считая двухметрового креста в поле овса и не напоминает о том, что в то время, когда тот тут было громадное поселение. Тут стояло около 50 обителей в которых жило более 2000 человек.

Основан скит был в конце 17 века неким Комаром — из этого и наименование. Как и многие другие керженецкие скиты, был уничтожен на протяжении питиримого разоренья, но при Екатерине снова отстроен. До столичной чумы 1771 года про него фактически не было человека, кто знал, но в текущем году ко мне пришли люди, сделавшие его известным на всю Россию: Иона Курносый и Манефа Ветхая.

Кстати, конкретно Комаровский скит — одно из основных мест, где проходят события, обрисованные в книге Мельникова-Печерского В лесах!

Фотография скита финиша 19 века

на данный момент от него осталось лишь кладбище на берегу ручья.

Всего в Комаровском скиту в различное время было три Манефы, это могила последней из живущих в том месте — во второй половине 20-ых годов XX века скит был полностью расселен…

Поваленная сосна, кору которой грызли, поскольку вычисляли чудодейственной и помогающей избавиться от зубной боли

на данный момент от могилы Ионы Курносого остался, как говорят, лишь крест, что я, кстати, так и не смог отыскать. Его могила есть местом поломничества старообрядцев

Везде ещё видны домовые ямы — когда-то тут стояла изба

А на этом месте был пруд

Но главным местом поломничества есть могила Манефы Ветхой, при которой скит и возвысился. на данный момент она выглядит вот так

Надгробье с трудночитаемыми буквами

А вот фотография начала 20 века

Рядом установлен древесный крест.

Манефина обитель, финиш 19 века

Везде около скита показываются маленькие ямки — это кладоискатели сохраняли надежду отыскать потерянные монеты, пуговицы, крестики — людей так как тут было довольно много, но ещё больше приезжало поклониться матушке Манефе

Скин Новый Шарпан не таковой ветхий и был основан в середине 19 века по окончании выгонки Ветхого Шарпана — одного из первых скитов на Керженце. Основан он был у могилы преподобной Фервонии, которая, по поверью, источала в первоначальный лень Пасхи целебную воду. Скит был закрыт во второй половине 20-ых годов XX века… на данный момент он выглядит вот так. Да, небольшой лесок в огромном поле

А вот фотография его финиша 19 века

Данный скит я весьма долго искал и наткнулся на него только именно поэтому пруду — ну не бывает просто так в поле таких водоемов!

Мало походив вокруг да около я отыскал и могилу Февронии

А в девятнадцатом веке она смотрелась совсем по-второму

на данный момент кладбище огорожено ветхим забором, через что просматривается старое кладбище

Видите на заднем фоне теже ворота? Лишь тополя ещё молоденькие…

Скоро нахожу и сам указатель скита

Ну на первый раз это все, в следующий раз поведаю, в случае, если весьма интересно, ещё про три скита, каковые мне удалось отыскать в отечественном заволжье

Таёжный скит среди болот


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: