Пражская лорета: амбит и храм рождества господня

Архитектурная концепция Пражской Лореты развивает пример лоретанского места паломничества, в котором ответ пространства определяется маленькими размерами главного духовного центра комплекса — Святой хижины, а создание цельного архитектурного комплекса около нее достигается воздвижением либо храма прямо над Хижиной (как в итальянском Лорето) либо закрытым двором с арками, в центре которого хижина при обретает соответствующую ясность.

Для Пражской Лореты был выбран вариант амбита (нижней галереи с арками), которая, пребывав на расстоянии от главной (довольно малый) постройки, подчеркивает ее значительность. Амбит Пражской Лореты владеет четырьмя часовнями в углах, двумя часовнями на поперечной оси двора, колокольней в центре и храмом в основной оси.

В соответствии с архитектурному ответу, перед тем как паломник подойдет к Святой хижине, он имеет возможность пройти серверную часть амбита с пристроенными часовнями. Первый этаж амбита строился постпепенно с 1631 г. архитекторами Дж. Б. Орси, Андрея Аллио и Силвестро Карлоне. У стенку коридора стоят последовательность скамеечек для коленопреклонения с образами заступников (и святых покровителей в различных потребностях), пользующие громадной популярностью в Чехии эры барокко.

Св. Себастьян.

Св. Иоанн.

Св. Мария Магдалина.

Св. Людмила

Скамеечки с образами в комплексе с потолочными фресками должны побуждать проходящего паломника к размышлениям и молитве. Создатель росиси в сводчатых потолках первого этажа амбита — Феликс Антонин Шеффлер.

Изначально храм и две часовни (в центре северного и южного крыла) в начальной планировке середины XVII в. были лишь поверхностными нишами с алтарями. С возрастающей славой Лореты возросла и посещаемость данного места, исходя из этого показалась необходимость увеличить их пространство. Понемногу (до конца XVII в.) были созданы громадные прямоугольные часовни в углах закрытого двора, последовательно расширены часовни на поперечной оси и в пара этапов часовня Рождества Господня перестроена в храм

В северо-западном углу амбита находится Часовня Святой Анны, выстроенная на средства публичного сбора 1687 г. Часовня Св. Анны, основной алтарь, финиш XVII в.

В центре северного крыла амбита расположилась Часовня Святого Франциска Серафинского, которую пристроили в 1717 г. на средства Элеоноры Каролины, княгини из Лобковиц. В северо-восточном углу вмбита расположена Часовня св. Семейства, выстроенная еще в 1691 г. на средства Людмилы Евы Франциски, графини из Коловрат.

Часовня Св. Семейства.

В юго-восточном углу амбита находится Часовня Св. Креста, освященная в один момент с часовней Св. Семейства в 1691 г. и кроме этого выстроенная на деньги Людмилы Евы Франциски.

В центре Южного крыла амбита находится Часовня Св. Антония Падуанского — ее часть и планировка убранство соответствуют противоположной часовне Св. Франциска, и выстроена она также на средства Элеоноры Каролдины, княгини из Лобковиц. Последней часовней амбита есть Часовня Скорбящей богородице — самая ветхая среди часовен. Стимулом для ее постройки стала готическая Пьета, на которую обратил внимание в середине XVII в. богатый член ратуши Малой Страны. Эта Пьета была изначально размещена в часовне Св. Антония, которая в то время была лишь маленькой нишей. Тронутый судьбой скульптуры (она была спасена от сожжения протестантами) он и решил выстроить для нее часовню, выбрав юго-западный угол амбита, где она была выстроена по проекту архитектора Яна Иржиго Майера. Для скульптурной группы был сооружен основной алтарь с двумя картиной и фигурами ангелов Св. Марии Магдалины на фронтоне.

В восточном крыле амбита находится Храм Рождества Господня. Изначально он воображал собой лишь часовню в нише, которую в 1717 г. расширила Мария Маркета, графиня из Вальдштейн — у часовни показались ораторий и сакристия — тогда ее уже именовали громадной часовней. В 1722 г. была предпринята перестройка часовни под управлением Криштофа Динценхофера, а после этого его пасынка Яна Ирди Айрбауэр. Храм, воображающий однонефную постройку с тремя сводчатыми полями и поверхностной алтарной частью, был освящен в 1737 г., но работа по убранству его интерьера продолжалась и позднее.

Основной алтарь в центральной нише Храма имеет картину в стиле ренессанс Поклонение младенцу в богатой рокайлевой раме из чеканного серебра. Группы скульптур на алтаре — статуи Св. Иоакима и Иосифа, ангелов и Бога Отца во фронтоне — работа пражского резчика Матиаша Шенгерра. На алтаре находится табернакулюм — дарохранительница из золоченого и серебряного страницы. Храм Рождества Господня, вид на основной алтарь, 30-е гг. XVIII в.

Интерьер храма с запада закрывают музыкальные хоры с древесным корпусом органа, что изобилует фигурами ангелочков, играющих на музыкальных инструментах. Под хорами находится крипта для покойных покровителей Лореты, сооруженный еще во время громадной часовни.

Кафедра Храма Рождества Господня.

Начальный орган работы Леопольда Шпигеля, купленный на средства Элеоноры Каролины, княгини из Лобкович, в 1718 г. расширил Й. Гельвиг, а позднее — в 1734-39 гг. — он был заменен новым органом, что создали Франтишек Кацер и Кашпар Вельцер.

Архитектуру органа продолжают фрески стен и потолка храма. Фреску Сретение создал в 1735-1737 гг. выдающийся барочный живописец Вацлав Вавржинец Райнер.

Храм Рождества Христова в Вифлееме


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: