Пражская лорета: сокровищница

Сокровищница находится на втором этаже комплекса Пражской Лорета — результате ее новых перестроек предела 50-х — 60-х гг. XX в. Экспозиция Лоретанской Сокровищницы была открыта в 1962 г.

Как и всем вторым святым местам, собранным сокровищам Лореты в Праге в течении столетий угрожали опасности — причем не только от рук преступников, но и со стороны страны, которое практиковало конфискацию собранных церковью сокровищ. Так, итальянский Лорето утратил фактически все собственные сокровища на протяжении наполеоновских войн. Пражскую Лорету постигла частичная конфискация во время войны с турками в 1705 г., а во время наполеоновских войн из сокровищницы был передан последовательность предметов из полезных металлов, расплавленных на монеты (серебряные и золотые чеканые тарелки, блюда, лампы, вазы и т.д. — на богослужебную утварь конфискация не распространялась).Не обращая внимания на эти печальные утраты, до наших дней в Лоретанской Сокровищнице сохранилась более 300 полезных преметов прикладного мастерства.

В 1950-х гг. чехословацкое госудураство не пожалело средств доя устройства пышной выставки, посвященной сокровищам Лореты, в явном рвении продемонстрировать ее как пример святых мест периода второго крепостничества, в то время, когда феодал дробил с монахом тело и душу крепостного, покупяа их повиновение время от времени плетью, время от времени недорогим обетом загробного мира. Но в эти же годы часть инвентаря Лореты (мебель, картны, текстильные изделия) были перевезены в другие музеи .

Самый узнаваемый предмет Сокровищницы — это, непременно, Алмазная монстрация. Жемчужина сокровищницы была изготовлены из наследства Людмилы Евы Франциски, графини и из Коловрат, в венской придворной мастерской ювелира Иоганна Кинишбауэра и Матиаша Штенгера в 1696-99 гг. Предполагается, что автором проекта, безукоризненного с художественной точки зрения, был выдающийся венский мастер Иоганн Бернард Фишер фон Эрлах. Поддон монстрации имеет форму гора с драконом. Фигура Богоматери — Непорочное зачатие — с руками сложенными на груди в смиренном жесте, взирающая вверх, — образовывает фигурный ствол монстрации. Над отверстеием для Евхаристии находится фигура Всевышнего Отца, отправляющего Святого духа в форме голубя. Из круглого центра короны (верхней части монстрации) исходят через облака лучи, усыпанные бриллиантами — именно поэтому монстрация имеет второе наименование: Пражское солнце.

Не считая известной Алмазной монстрации, Лоретанская Сокровищница включает и пара вторых монстраций барочного типа. Это Малая жемчужная монстрация стиля раннего бароккко (изготовлена из арабского золота, украшена жемчужинами невиданных размеров, белыми и алмазами эмалевыми розетками; подарена Элеонорой, графиней из Ностиц-Раинек, урожденной Лобковиц), пышная Перстеневая монстрация (изготовлена в 1748 г. пражским ювелиром Фратишеком Михалом Редельмаером скорее как монтаж драгоценных украшений), Лобковицкая монстрация (неизвестная работа из Малой Страны 1673 г., украшенная кораплом), Монстрация с боярышниковым венцом третьей четверти XVII в., Громадная Жемчужная монстрация и др.

Благодаря почитанию Лоретанской Богродицы в Сокровищнице находится последовательность корон двух размеров, некторые из которых являются неповторимые ювелирные работы. Серебряный позднеготический потир в центре витрины изготовлен в 1510 г. и есть бесплатно Криштофа Ферлинанда Попела, аристократа из Лобковиц.

Среди жертвователей Лореты были кроме этого представители высшего духовенства. Пожертвованием пражского епископа Арношта Войтеха, кардинала из Гарраха, есть пацификал (напрестольный крест) с громадными кусками хрусталя, украшенный по краям чешскими гранатами. Из наследства епископа в Лоретанскую Сокровищницу поступила кроме этого митра из белого шелка, шитая золотом и украшенная бриллиантами, эмалью и жемчугом.

В однообразной степени велики неповторимые комплекты текстильных изделтий — облачений и других одеяний и литургических материй для статуи Лоретанской Богоматери.

К полезнейшим предметам Сокровищницы в собственности кроме этого домашний алтарь из эбенового дерева с серебряной скульптурной группой Рождества Господня от семьи Молларт, из которой происходила Мария, супруга Адама Гавела Попела из Лобковиц, мать Бенины Катерины из Лобковиц. Исходя из этого имеется возможность, что алтарь, как домашнюю сокровище, подарила Лорете ее основательница. На алтаре нахождится клеймо ювелира Абрагама Лоттера младшего, трудившегося в Аугсбурге в 1618-25 гг. (подобная работа хранится в Мюнхене). Его же работе принаджлежит и пара настольных подсвечников из серебра, нахордящиеся в витрине.

Подарки, размещенные в Сокровищнице Лореты, с одной стороны, являются примером религиозности чешских аристократов эры бароко, а с другой, выступают полезнейшими предметами исторической сокровище. В любом случае, они, непременно, стоят того, дабы их заметить и восхититься их ювелирным мастерством и невероятной красотой их изготовителей.

Loreta , Prague ( Ultra 4K )


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: