Рошаль — на задворках подмосковья

Летом я познакомился с Мещёрским краем на протяжении прекрасной поездки поездом по заповедной линии Владимир-Тумская. Про два города, осмотренные тогда, — Гусь-Хрустальный и Курлово — я уже писал. Как мы знаем, Мещёра находится не только во Владимирской области, к которой относятся названные выше города, но и на территориях Столичной и Рязанской областей. В осеннюю пору мне удалось побывать и в этих частях Мещёры. В Столичной области для осмотра был выбран необыкновенный город Рошаль. Это один из самых удалённых от Москвы и труднодоступных городов региона. В сети приходилось натыкаться на очень негативный рассказ об этом городе, выдержанный в стиле раз уж в успешной Столичной области имеется такая дыра, то что уж сказать про другую Россию. Ниже воображаю собственное видение Рошаля. Так ли уж не хорошо в трёх часах езды от Москвы, либо же административная принадлежность к столичному региону однако выручает обстановку?

Оговоримся, что в Спас и Рошаль-Клепики мы съездили в единственный тёплый солнечный сутки данной осени. Везением это не назовёшь — этого одного дня бабьего лета мы ожидали месяц, каждый день отслеживая прогноз погоды. Само собой, золотой в осеннюю пору любой город будет смотреться чуть лучше, чем имеется в действительности.

Рошаль поприветствовал креативным биллбордом, приуроченным ко дню города:

Вначале мы пошли гулять по улице Октябрьской Революции — основной в городе. Негромкий и комфортный Рошаль встретил умиротворением и сказочным спокойствием. Ну и заодно хорошим благоустройством. Тут в голову стали прокрадываться сомнения, такая ли уж тут дыра. Справедливости для, обстоятельства так думать у меня были. Дабы это осознать, нужно взглянуть на размещение города, а заодно определить его историю.

На улице Октябрьской Революции друг за другом в течении целого квартала тянутся однотипные красивые древесные дома, к тому же ещё и выкрашенные в одном стиле. В конце рассказа я ещё приведу маленькую подборку жилого фонда исторического Рошаля. Данный город — по большому счету заповедник раннесоветской архитектуры.

Достаточно отыскать Рошаль на карте, чтобы выяснить, что это вправду глушь. Расположен он в 150-и километрах к востоку от Москвы, среди болот и мещёрских лесов. К нему ведёт единственная дорога от Шатуры. Не считая последней в ближайших окрестностях Рошаля и городов-то больше нет. 150 километров от Москвы — это самый маленький путь, но далеко не самый стремительный. Расстояние это считается по проходящему ближе всего к городу Егорьевскому шоссе, узкому и переполненному населёнными пунктами, другими препятствиями и светофорами. Не припомню, дабы хоть когда-нибудь на моей памяти, не считая глухой января и 1 ночи, на нём не было хотя бы маленького затора. Нам, к примеру, в данный сутки уезжать из Москвы было нужно аж по Щёлковскому шоссе, т.к. все более южные направления на восток находились с раннего утра. Так что добраться из этого до Москвы — приключение не из лёгких. Хоть область и Столичная, на работу в столицу ежедневно не поездишь. Многие города соседних областей, среди них и более удалённые, расположены относительно Москвы куда эргономичнее.

Встретилось что-то от конструктивизма, в хорошем состоянии. Это строение рошальского профтехучилища. Выстроено в 1932-м, в то время, когда учебное заведение именовалось школой фабрично-заводского ученичества:

Удалённость и труднодоступность — не единственный предлог ожидать от Рошаля чего-то нелицеприятного. Рошаль — это немаленький коммунистический моногород, градообразующее предприятие которого (громадный химический комбинат) по окончании перестройки развалилось. При том, что город расположен далеко, население его сейчас — более 20 тысяч, а раньше было и больше. Что может воображать из себя город без обычных коммуникаций, где 20 тысяч химиков враз лишились работы? На деле, Рошаль выглядит лучше многих на порядок более успешных городов Подмосковья. Наличие бюджетов столичного региона частично это растолковывает, но всё равняется приятный вид Рошаля приводит к удивлению.

Двор детской школы искусств украшен клумбой с лирой:

Рошаль вряд ли может похвалиться богатой и славной историей. Поселение Крестов Брод появилось тут за четыре года до революции, при строящемся пороховом заводе. До того момента среди этих глухих болот не было кроме того полноценных сёл, лишь отдельные урочища. Территория, относящаяся тогда ещё к Владимирской губернии, принадлежала обладателю мишеронского стекольного завода. Сдаётся, место в таковой глуши тогдашними промышленниками было выбрано неслучайно. В случае, если и рванёт пороховой завод где-то среди болот, никто и не определит.Сразу после революции посёлок стал называться в честь петербургского революционера (не смотря на то, что сейчас ассоциация появляется только с врачом). С 1940-го стал городом.Скамьи перед школой, как и лира, являются подарками выпускников, о чём информирует надпись. Весьма мило, в случае, если это сделано не добровольно-принудительно. Объекты, выходит, совсем свежие.

Как и при с любым вторым моногородом, история Рошаля привязана к истории градообразующего предприятия. При СССР пороховой (а потом — химический) завод стабильно рос и развивался. В это время тут был выстроен ещё и завод пластмасс, позднее практически слившийся с химическим. К 90-м годам тут кроме взрывчатых веществ производился целый комплект всевозможных химикатов, как оборонного значения, так и бытового, а также мебель. Как гордо заявляют кое-какие источники, площадь территории завода превышала площадь города втрое. Но, это говорит скорее о своеобразных нормах безопасности на производстве взрывоопасных веществ, чем о грандиозности предприятия. Однако, это производство прямо либо косвенно кормило двадцать тысяч советских граждан. В исторической части Рошаля каменных домов наберётся не более десяти. Пара из них — сталинки провинциального уровня, выстроенные симметрично, для образования ворот перпендикулярной улицы:

Кто-то из администрации в своё время увлёкся этим градостроительным приёмом и организовал подобные ворота на следующей перпендикулярной улице, лишь уже из куда менее прекрасных домов. Выглядит забавно, в особенности на фоне окружающего засилья древесных бараков.

Сейчас же Рошаль — центр притяжения для всевозможных любителей и сталкеров заброшки. Хоть на территории бывшего завода сейчас в полной мере функционирует пара производств, огромные его площади всё равняется являются огромную плохоохраняемую техногенную территорию с десятками закинутых корпусов, недоразворованным ручьями и имуществом завода какой-то химической жижи. Детский садик, благоустроенный на хорошем подмосковном уровне:

Рядом с ним — второй детский садик, лишь закинутый. Не обращая внимания на некую прилизанность города, нет-нет да и проглядывают следы закрытия единственного предприятия. Концентрация заброшенных строений в Рошале довольно высокая. Не разрухи какой-то, то есть заброшенности. Но школьникам местным раздолье. ограждений и Охраны нет в принципе. Лишь в момент съёмки этого строения, его внутренности изучили трое подростков.

В отличие от некоторых вторых советских публичных сооружений в Рошале (к примеру, профтехучилища), кинотеатр Отчизна совсем закинули. На фото в рассказе nordprod 2012-го года у кинотеатра ещё была прекрасная неоновая вывеска. Но это не единственная утрата Рошаля. Атлантов, раньше украшавших вход в местный ЗАГС, также куда-то дели. Без них строение стало совсем скучным, я его кроме того в отчёт включать не стал.

Хорошую работу Рошалю помогает его статус города областного подчинения, что ставит его в один последовательность с Черноголовкой и Дубной. До 1993-го он входил в состав Шатурского района. В этих реалиях это означало бы оттекание всех налогов в районный центр. Чем это угрожает, отлично видно на примере Вереи и Хотьково, каковые при успешном размещении, трудящейся принадлежности и промышленности к Столичной области выглядят бедно и провинциально. Тут же финансовые потоки город стороной не обходят.

Кое-где видятся советские вывески. Для Подмосковья вещь нечастая.

Пример очень необычного благоустройства. В 2014-м году ветхую неработающую трансформаторную будку обложили новым красным кирпичом, смонтировали к ней скамьи с коваными фонарями, а одну из стенку расписали фреской с пейзажем Москвы (не смотря на то, что как по мне, больше похоже на Италию). Рядом установили двух вырезанных из дерева сов, как на фото №8 (они в кадр не попали). Не забыли прилепить памятную табличку (блещет над сидящей дамой): Дорогим рошальцам на 100-летие города от СМУ-7. Более нелепого объекта для декорирования, мне думается, придумать сложно. Весьма интересно, дорогие рошальцы оценили?

Как пишут умные люди — одно из старейших строений города. Довольно Рошаля, это всего лишь 1913-й год. на данный момент в нём базируется местная электросетевая компания:

Единственный храм в городе — Скорбященский. В основанном в 1914-м году посёлке начали строить церковь, но из-за революции так и не закончили. В конце 90-х верующим для церковных потребностей было передано строение машинно-расчётной станции завода 1914-го года постройки (не смотря на то, что имеется мнение, что это был роддом). Т.е. также — одно из старейших в городе. К началу 2000-х из него сделали церковь. Оказалась необычная ответка православных советской власти: в случае, если те делали склады и клубы из церквей, то тут церковь сделали из заводского строения. Не смотря на то, что в этом случае, лучше бы сохранили историческое наследие города в изначальном виде, а церковь выстроили рядом.

Перейдём к самому сердцу города. Перед строением администрации — монумент Рошалю, тому самому предводителю кронштадтских моряков, именем которого назвали город. Я так осознаю, к городу собственного имени он и близко не подъезжал:

Рядом — мемориал в форме обелиска, посвящённый рошальцам, погибшим в Великой Отечественной:

Наоборот администрации — раннесоветское строение с кучей вывесок. По всей видимости, употребляется под торговый комплекс.

nordprod пишет, что это строение бывшего рабочего кооператива 1927-го:

В том месте же — одно из самых нарядных строений города — ДК им. Косякова. Выстроено в 1916-м управлением завода для административных потребностей. По окончании революции его переоборудовали под заводской клуб, а в 80-х наделили статусом дома культуры. До недавних пор он не действовал. Как я осознаю, местные коллективы занимались в новом спортивном центре (см. потом). Но сейчас его реставрируют. Значит, не так долго осталось ждать должны открыть:

Мелкий Ленин на громадном постаменте:

Вход в небольшой муниципальный парк:

На территории парка — неожиданная конструкция. Такие на данный момент весьма модно ставить где ни попадя, но чаще всё-таки в больших или популярных у туристов городах. В Ростове-на-Дону, в том месте, либо в Великом Новгороде. Причём в большинстве случаев у них у всех полностью аналогичный дизайн из белых красного и букв сердца, что наводит на мысли об их едином происхождении. Тут же сделали сами, а конкретно — учитель всё той же детской школы искусств, ко дню города. Дабы отличалось от вторых городов, раскрасили буковки в броские цвета:

Сходу за парком — ещё одно из строений времён основания города: дом первого директора порохового завода С. Броунса. Сейчас в нём расположен туберкулёзный диспансер.

Запрещено хоть перефирийным зрением не посмотреть на завод, имевший такое значение для города. В случае, если от администрации пойти не к парку с ДК, а в обратную сторону, то попадём в заводскую часть. Практически сходу, на большом перекрёстке, натыкаемся на часы с символикой завода и города. Раннесоветское строение на заднем замысле — бывшее заводоуправление:

Перед бывшим заводоуправлением — монумент А.А. Косякову, первому советскому директору завода, внёсшему солидный вклад в его развитие. Его именем потом назвали и сам завод, и ДК, и парк, и одну из главных улиц:

Потом, по мере приближения к заводу, обнаруживается пожарная часть с башенкой. Лишь в центре Рошаля нашли две пожарные части. Ещё бы! Один из наибольших в стране фабрик взрывчатых веществ. Тут и десять пожарных частей поставить не жалко…

Для полноты картины небходимо отметить, что территорию завода в своё время защищали войска. Как будто бы в подтверждение этого, наоборот пожарной части на постаменте установлена боевая разведывательно-дозорная машина, в память рошальцев, погибших при выполнении воинского и служебного долга:

Перед входом в пожарную часть — плакат в узнаваемом советском стиле, что, по всей видимости, должен был ежедневно напоминать приходящим на смену пожарным, чем им, возможно, нужно будет заниматься. По счастью, больших трагедий тут не случилось, и сейчас уже не случится. На удивление, и ограда с тех времён сохранилась.

А вот и ворота на территорию конкретно завода. До тех пор пока к ним едешь, по сторонам от дороги уже видятся закинутые корпуса и какие-то коммуникации. Но что ещё необычнее — видятся и новые корпуса. На огромной территории нормально умещаются с дюжина маленьких современных производств и окружающие их закинутые пространства. В частности, одним из главных наследников завода есть компания, создающая антигололёдный реагент для взлётно-посадочных полос. Фуры, кстати, кроме того в выходной сутки систематично проезжают по ведущей к заводу дороге. На саму территорию, как видно, пробраться по большому счету не неприятность, кроме того на машине. Кроме этого отлично видно, на каком расстоянии от ворот находятся трубы:

Без единого соперника, самое броское и ответственное современное строение в городе — новый спортивно-культурный центр. Тут проходит практически вся культурно-публичная судьба города:

Очень своеобразная достопримечательность Рошаля — вот эта стенки ветхого спортивного центра. В 2015-м году её расписал широко узнаваемый, как гордо информирует официальный муниципальный сайт, американский уличный живописец Крис Риггс. Эта инсталляция стала в то время самой большой в его карьере. Воображает она собой слова любовь и мир, написанные на различных языках и сливающиеся в единое полотно. Кроме того в случае, если усомниться в художественной сокровище этого произведения и во глобальной известности его автора, остаётся непонятным, каким ветром его занесло в Рошаль.

А по большому счету стрит-арт в Рошале как-то страно богат и увлекателен. На стенах рошальских домов встретилось много толковых граффити. Все, само собой разумеется, выкладывать не буду. Вот пример, в дополнение к любви и стене мира:

Наконец, посмотрим кварталы ветхого, исторического Рошаля. Они представлены несколькими улицами, полностью застроенными довоенными а также дореволюционными двухэтажными строениями, в основном древесными. В большинстве случаев их что попало именуют казармы.

В большинстве случаев глядя на них ужасаешься, воображая условия судьбы в них. Тут также без этого не окажется. Но конкретно в Рошале я внезапно поразмыслил, что такие казармы смогут быть увлекательны с позиций архитектуры.

В Рошале их довольно много, модификаций и всевозможных видов. Тут настоящий парад бараков. Я привожу лишь пара самый приглянувшихся. В случае, если показывать все вероятные рошальские казармы, окажется отдельный пост.

Выяснилось, казармы смогут быть различными и занимательными. Их возможно продолжительно разглядывать и изучать, как русские избы с резными наличниками либо европейские пряничные домики. Своеобразная эстетика, само собой разумеется, но от рошальского разнообразия барачных форм вправду возможно ею проникнуться.

Имеется кроме того улица, застроенная чем-то наподобие сталинских германских домов:

На окраине города находится неестественное озеро Юбилейное. Это бывший песчаный карьер, заполненный водой к 100-летию со дня рождения Ленина, откуда и наименование. Наличие для того чтобы рекреационного места в шаговой доступности — вещь превосходная, но берег очень сильно замусорен, и это кидается в глаза.

Рядом с озером — нежданно крутое строение лицея. Фактически, и сам лицей также очень непрост. Приходилось слышать, что образование в Столичной области догоняет столичное. Это радует. В случае, если, само собой разумеется, это итог улучшения в области, а не ухудшения в столице.

На сладкое — железная дорога. Как ни необычно, в Рошале она имеется, а также действующая. Это тупиковая ветка Черусти — Рошаль, ответвляющаяся от казанской магистрали и, как нетрудно додуматься, помогавшая а также до сих пор служащая заинтересованностям местной индустрии. До 1996-го на ней кроме того было пассажирское перемещение, но на данный момент обслуживаются лишь товарные поезда. На фото — вокзал:

В 1996-м параллельно данной ж/д ветке до Черустей дотянули пассажирское движение и автомобильную дорогу отменили. Сейчас до Черустей добираются на автобусе, а оттуда, как и раньше, — на электричке. Думаю, обитатели города очень сильно не утратили: вряд ли какая-нибудь кукушка либо дизель-поезд имели возможность собрать тут достаточную скорость, дабы соперничать с автобусом. Утрату эту будет оплакивать лишь горстка ж/д фанатов, к коим я, но, частично отношусь. На территории отлично видны вагоны а также что-то типа депо. На прошлом фото слева от вокзала возможно рассмотреть кусочек новенького зелёного вагона, именно пребывавшего на разгрузке.

Ну а рядом с ж/д станцией — современный пассажирский терминал связи с внешним миром — автовокзал:

Напоследок, уезжая из города, сфотографируем въездную стелу Рошаля. Она страно информативна и лаконична:

Рошаль покинул совсем неожиданное неспециализированное чувство. Затерянный в глуши столичного региона, большой моногород с погибшим производством, богатый весьма своеобразной, но увлекательной архитектурой, которая со временем в полной мере может стать историческим наследием. Наконец, Сейчас данный город пробует отыскать себя не где-нибудь, а в современной урбанистике. Произведение американского живописца, богатый стрит-арт, обильные ростки современного благоустройства, трансформаторная будка, перевоплощённая в декоративный объект, резные совы и пр. Всё это очевидно не просто так появляется в одном и том же городе. В общем, коктейль интересный. Рошаль занимателен, как по большому счету возможно увлекателен коммунистический город. Негативных ожиданий, обусловленных экономикой и месторасположением, он очевидно не оправдывает.

НОВОСТИ ПОДМОСКОВЬЯ: ГЛАВЕ РОШАЛЯ ПРЕДЛОЖИЛИ СЛОЖИТЬ ПОЛНОМОЧИЯ


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: