Самарканд — столица согда

Я же желаю продемонстрировать вам второй Самарканд — город с историей в 2600 лет, великую столицу Согда. Для этого мы отправимся на бугры Афрасиаба — старого городища, это и имеется ядро древнего города, тут размешалась цитадель Мараканды, где останавливался греческий царь из далекой Македонии.

Желаю предотвратить, что посещение Афрасиаба требует упрочнений, как физических так и интеллектуальных. Старая Мараканда не всем открывает собственные тайны, потому что необходимо мочь видеть — видеть величие древности. Мне потребовалось три дня, вернее, три визита городища, дабы хоть мало осознать его сущность. Потому что старый Афрасиаб велик размерами, честно говоря, я ни разу не сталкивался с этими огромными археологическими объектами, это город масштабов Константинополя, окружность стен его шахристана около шести километров. Причем, это конкретно городище, в том месте нет дорог, домов, лишь бугры, современное кладбище и овраги. Согласно точки зрения академика В.В.Бартольда, во времена расцвета города тут имело возможность жить полмиллиона человек, об этом чуть ниже.

И не забывайте ответственное правило) О нем писал Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи в двенадцатом веке: В книге Маариф-аль-баян повествуется, что любой царь, что оказывал мягкость обитателям Самарканда, обнаружил устойчивое существование, а любой царь, что им чинил принуждение, терял царство. Обитатели Самарканда горды. С ними возможно ладить лишь мягкостью, ласкою, ласковыми словами.

Иными словами, Самарканд не обожает гордыни инопланетян. Всяк, имеющий данный грех, карается Всевышним, что насылает на иноземца многие злоключения. Про злоключения автора этого поста возможно почитать раздельно.

Внешние стенки шахристана городища Афрасиаб. Их высота достигает 40 метров. Они похожи на естественные горы, поскольку были возведены из сырцового кирпича, такие строения оплывают со временем. Все строения городища имеют на данный момент таковой вид, исходя из этого необходимы упрочнения, дабы найти древние постройки среди ландшафта. Перед стенками до сих пор течет арык, делавший роль крепостного рва.

По окончании 12-13 вв. старый шахристан Самарканда пришел в упадок, люди прекратили тут жить, центральный район города сместился южнее к нынешнему Регистану. Городище превратилось в огромное кладбище, это весьма старый иранский обычай — хоронить мертвых в ветхих строениях, еще зороастрийцы складывали остнанки человека для хранения в наусы, расположенные на территории кинутых городищ и домов.

на данный момент Афрасиаб — это также кладбище, в особенности его южная часть. Могилы роют кроме того конкретно в циклопических древних стенках, это практика, само собой разумеется, не содействует сохранности монументов, в Узбекистане имеется городища абсолютно перевоплощённые в кладбища, в том месте нереально вести раскопки, поскольку их поверхность покрыта захоронениями среди них и современными — мертвые лежат приятель на приятеле в пара слоев.

Необходимо раскрыть суть используемых мною терминов — шахристан, кухендиз, рабад, первые два иранские, а последнее арабское. Шахристан — это укрепленный посад в любом городе Средней Азии либо Ирана, в арабском языке ему соответствует термин медина, кухендиз — это основная цитадель города либо касба по-арабски, а рабад, в большинстве случаев, не укрепленный посад, но бывают и варианты, в то время, когда рабад также имел внешние оборонительные стенки. Кстати, наименование столичного района Арбат также случилось от арабского Рабад.

В Самарканде рабад также был укреплен внешней стеной — Дивари-кыямат (Стенки ужасного суда), от нее на данный момент мало что осталось. Поэтому, довольно часто появлялась путаница, поскольку не всегда ясно какую часть города средневековые авторы именуют рабадом, а какую шахристаном, и основное, сложно осознать, как эти части соотносятся с современным городом. Существует пара ошибочное мнение, что старому Самарканду соответствует только городище Афросиаб, т.е. муниципальный шахристан с кухендизом. В действительности, это не совсем так, Афрасиаб был ядром города, но полностью Самарканд занимал ту же территорию, что и по сей день.

Это может показаться необычным, но сегодняшний Самарканд — второй большой город в Узбекистане (по окончании Ташкента) практически не вышел за пределы ветхого города периода его расцвета при Саманидах и Караханидах в 10-11 вв. Кроме того население увеличилось совсем незначительно за тысячу лет. Бартольд думал, что все население Самарканда 10-11 вв. возможно оценить в полмиллиона человек. на данный момент, в Самарканде живет приблизительно столько же обитателей. С громадной степенью возможности, отечественный наибольший эксперт по Средней Азии допустил неточность, вероятнее в средневековом Самарканде жило максимум 100 тыс. человек, но все равно, это огромная цифра, 100-200 тыс. это население тогдашнего Константинополя.

На фото отлично видна одна из башен внешней стенки Афрасиаба, она имела округлую форму. Вблизи видно, что стенки сложены из больших глиняных блоков-кирпичей.

Городище Афрасиаб находится на широком плато, оно значительно выше уровня современного города. Это плато имеет как естественное, так и неестественное происхождение. За тысячи лет уровень почвы в шахристане очень сильно встал, кое-где на десятки метров, исходя из этого внутренняя часть оборонительной стенки не думается таковой высокой как снаружи.

Как видим, могилы тут находятся конкретно на покатых оборонительных валах.

Эта могила находится конкретно на гребне вала.

Фортификацию таких размеров я раньше ни при каких обстоятельствах не видел. Стенки Афрасиаба намного больше, чем кроме того стенки Пекина. Особенный интерес воображает то, что таких линий обороны тут 4 штуки, и это не считая пятой внешней линии упрочнений — Дивари-киямат, которая окружала целый самаркандский оазис, конкретно ее вычисляли настоящей внешней стеной средневековые авторы.

На заднем замысле виден массивный бастион, поддерживающий линию стен.

В книге Ибн ал-Факиха Китаб ал-булдан, говорится: Самарканд выстроил Искандер Двурогий (Александр Македонский), окружность его стен двенадцать фарсахов. У него двенадцать ворот, и от ворот до ворот расстояние в один фарсах. На вершине башни и стены бойницы для войны. Все двенадцать ворот — древесные, двустворчатые. В дальнем финише еще двое ворот, а между ними жилище стражи ворот. А в то время, когда ты пройдешь посевы, то остановишься в рабаде, где имеются постройки. После этого ты попадаешь в город, что тянется на пять тысяч джарибов. В том месте четверо ворот… после этого ты входишь во внутренний город, площадь которого две тысячи пятьсот джарибов. В этом городе соборная мечеть, кухандиз и резиденция правителя. В городе имеется проточная вода. А в большой стенки имеется реки и каналы. У кухандиза металлические ворота в начале и в конце…

Один фарсах это 5550 м., исходя из этого 12 фарсахов равняется приблизительно 66 км — это протяженность внешней стенки Самарканда — Девари Киямат. Русские исследователи 19 века думали, что ее протяженность 40 верст (приблизительно 43 км). Эта внешняя линия глиняных валов имела 12 ворот, все они не сохранились, как и сама стенки. Конкретно шахристан (городище Афрасиаб) имел лишь 4 ворот, об этом писал ал-Истахри Китайские ворота с восточной стороны, ворота Наубахар с западной стороны, Бухарские ворота с северной стороны, Кешские — с южной стороны.

Я зашел в город через проем, что, вероятнее, соответствует Китайским (восточным) воротам, из этого раньше уходили караван в Кашгар и потом. Тут я встретил стайку цыганят и устроил им фотосессию. Самая громадная неприятность вынудить их находиться без движений, потому что цыганята встретившись со мной, тут же начали плясать и остановить их пришлось нелегко)

С юга к городу доходил акведук, он был выложен свинцом. Об этом писал в десятом веке Ибн-Хаукаль в Книге стран и путей:

В нем имеется проточная вода, которая попадает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над почвой. квартал менял и Середина рынка вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота. Наружная сторона этого протока полностью из свинца. Дело в том, что около шахристана проходит глубочайший ров, из которого брали глину для муниципальных стен. Он остался громадным в соответствии с числом глины и земли, которое было вырыто, так что на нем пригодилось устроить плотину чтобы вывести воду к шахристану в местности, именуемой Голова свода, в середине муниципальных базаров, в населеннейшей части Самарканда. Проток данный старый, доисламских времен.

Особая насыпь была нужна чтобы поднять воду на плато шахристана. Кстати, существует весьма обоснованная версия, опровергающая общепризнанное мнение, что Афрасиаб был покинут из-за разрушений по окончании монгольского завоевания. Самарканд довольно часто штурмовали и разрушали, но он всегда возрождался на своем месте, и лишь в 12-13 вв. центральный район города сместился южнее к нынешнему Регистану. Обстоятельство этому именно была связана с водой, дело в том, что уровень культурного слоя в шахристане за тысячи лет очень сильно вырос, практически на десятки метров, исходя из этого доставлять воду наверх на плато стало проблематично, и люди начали понемногу селиться ниже — в рабаде Самарканда, тогдашнем пригороде.

Раскопки в южной части Афросиаба. Все строения в городе были глинобитными либо строились из необожженного кирпича, крыши были древесными, исходя из этого сооружения дошли до отечественного времени лишь в виде оплывших холмов.

До сих пор неизвестно для чего в Афрасиабе тратили столько ресурсов на фортификацию. По всей видимости подготавливались к нападению страшных яджуджей и маджуджей, как мы знаем, эти адские создания жили к северо-западу от Согдианы. Их сдерживала лишь металлическая стенки Зулькарнайна (Александра Македонского), которую они имели возможность в любую секунду опрокинуть. Халиф Ал-Васик (811-847 гг.) намерено отправлял экспедицию Саллама ат-Тарджумана, дабы проверить прочность данной стенки, я выкладывал данный текст ранее.

Никаких вторых объяснений грандиозной оборонительной совокупности Афрасиаба нет, поскольку тут 4 линии упрочнений, любая из которых в полной мере достаточна, дабы сдержать натиск сынов Адама. Существовало предположение, что эти стенки имеется итог роста города — по мере появления новых кварталов на плато, строили новую линию обороны, а ветхие так и оставались находиться. Но сейчас это помой-му разумное объяснение опровергнуто, потому что доказано, что внешние стенки Афрасиба (те, что мы видели раньше) уже существовали в 6 в. до н.э. во времена Персидской империи, лишь, по всей видимости, они были меньших размеров. Т.е. старая Мараканда соответствовала нынешнему городищу Афрасиаб полностью. Это косвенно подтверждали и древние авторы, они считали, что окружность стен Мараканды 70 стадий, т.е. приблизительно 10-12 км. Это именно протяженность стен Афрасиаба с маленьким пригородом, внешняя стенки Дивари-Киямат в 43 км показалась позднее, допустимо уже по окончании арабского завоевания.

Замысел городища Афрасиаб.

Внутренняя стенки Афрасиаба, отлично различаются две башни по краям.

Это та же линия упрочнений, лишь с огромным рвом. Высота стен тут приблизительно 25 м.

Быть может, стенки отгораживали какие-то кварталы в городе, но все это лишь предположения. Эти стенки непременно имели ворота, но лишь нет человека, который знает, где они пребывали, письменные источники молчат по этому поводу. Бессчётные проемы в стенках были сделаны археологами за 100 лет раскопок городища.

Малая Кандия Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи о Богохранимом Самарканде:

Он имеет врата и у каждых врат по пяти тысяч ангелов с распростертыми крыльями, оберегающих обитателей этого города. Самый главный из ангелов имеет тысячу голов, в каждой голове по тысяче языков, славящих громогласно Господа, ни в чем не нуждающегося: о Крепкий, о Вечный, о Единый, о Боже, храни этот город выручаемый.

Хранитель Афрасиаба.

Сравнительно не так давно раскопанный один из бастионов Афрасиаба. Вся почва усеяна тут битой керамикой. В Средние века Самарканд главенствовал центром керамического производства в Средней Азии.

И вот мы приближаемся к историческому ядру города — Цитадели (кухандиз), конкретно тут, на севере городища Афрасиаб, зафиксированы самые древние поселения.

Я рекомендую всем осматривать город конкретно из Цитадели, в особенности в случае, если имеется недочёт времени, это самая высокая точка. Лишь тут возможно лицезреть целый масштаб Афрасиаба. Все эти зеленые луга на какое количество хватает взора — старый город. И весьма сложно поверить, что целый данный ландшафт рукотворный. Огромные валы, глубокие впадины — все это дело рук человека. Само собой разумеется, по окончании того как люди удалились из своих домов, природа внесла собственные трансформации, глиняные постройки провалились сквозь землю, поверхность сгладилась, а где-то напротив показались новые овраги. Но база этих холмов рукотворная — десятки метров культурного слоя, огромные крепостные валы, руины дворцов знати — все это тут. А бессчётные рытвины на поверхности, это дело рук уже археологов, каковые 100 лет рыли городище.

Кто же выстроил данный город, самый большой в Согдиане? Никаких правильных данных нет, источники не зафиксировали факт основания Самарканда, исходя из этого выводы возможно делать лишь по археологическим и косвенным данным о народах населявших Согд в 8-6 вв. до н.э. Эти народы отлично известны, они говорили на восточно-иранских языках, древние авторы именовали их скифами и киммерийцами, в Азии их именовали саками. Эти кочевые иранцы в течении всего I тыс. до н.э. продвигаясь на юг из северных степей, понемногу оседали на землю, наряду с этим они смешивались с местным оседлым населением, жившим в Средней Азии со времен неолита. Иранцы создавали первые страны в регионе — Согдиану, Бактрию, Хорезм, практически везде в них элита складывалась из агрессивных кочевников.Тут нужно добавить, что и потом данный принцип сохранялся, средневековые кочевники-тюрки кроме этого брали власть во всех среднеазиатских городах. В иранской мифологии территорию Согда именовали Тураном, страной кочевников, ею правил великий царь Афрасиаб, от имени которого городище Самарканда и взяло собственный позднее наименование.

Допустимо какой-то толчок к образованию городов и стран в Согде дали персы, в то время, когда захватили эту территорию в 6 в. до н.э. Они принесли более высокую культуру из Междуречья, плюс, имели возможность содействовать консолидации местных племен, каковые непременно пробовали бороться с персидским завоеванием. По археологическим раскопкам как мы знаем, что Самарканд в 6 в. до н.э.занимал ту же площадь, что и городище Афрасиаб, т.е. уже тогда это был большой город. Как именно он имел возможность покажется на периферии тогдашнего цивилизованного мира неизвестно, возможно и действительно, это была столица легендарного туранского царя Афрасиаба.

Справа, за зелеными лугами видны огромные порталы мечети Биби Ханум, соборной мечети, выстроенной Тамерланом.

Огромный бугор на горизонте и имеется Цитадель Афрасиаба.

Данный бугор имеет высоту около 60-70 метров. Русский исследователь В.Л. Вяткин в девятнадцатом веке определил, что он имеет неестественное происхождение, его насыпали из глины, которую брали тут же у его подножия.

Неестественные глиняные платформы были свойственны для архитектуры Средней Азии. К примеру, цитадель Бухары стоит также на неестественном бугре, на глинобитной платформе возвели замок Топрак-кала в Хорезме. и т.д.

Вот что писал о Самарканде в собственной Книге стран и путей Ибн Хаукаль в десятом веке:

Столица Согда — Самарканд — город, расположенный на юг от Согдийской реки и лежащий высоко над нею. В нем имеется цитадель, шахристан и рабад. В цитадели уже в наши дни выстроена колония и находится дворец правителя, но уничтоженный. Я поднимался на нее (цитадель) и осматривал красивейший из видов, что когда-либо видел взгляд человека и которым он когда-либо восхищался, то есть: свежую зелень деревьев, блистающие замки, текущие каналы и непрекращающуюся культуру.

Выделяются площади и возвышаются украшающие город строения. В нем находятся сделанные из оштукатуренного кипарисового дерева, диковинные изображения животных — лошадей, быков, верблюдов и антилоп, — поставленные так, совершенно верно они наступают друг против друга и высматривают один другого, как словно бы планируют вступать в бой либо состязание. Что за вид, сколько на это израсходовано средств и как зрелище это пленяет сердца всех людей! Все это отражается в текущих каналах и наполненных прудах, поверхность которых все время переживает. Остроумная идея! И замки и высоко выстроенные башни, прочно сложенные, воображавшие прекрасные драгоценные палаты и жилища и по большому счету события, свидетельствующие, что были славные цари и великие…они опустевшие и уничтоженные.

Свидетельство Ибн Хаукаля весьма интересно. Во-первых, он пишет, что город в середине 10 века, то есть тогда он посещал Самарканд, был полуразрушен. А это так как время расцвета культуры Средней Азии при Саманидах, действительно, их столица тогда размешалась в Бухаре. Во-вторых, весьма увлекательны упоминания об изображениях животных из кипарисового дерева, каковые находились на площадях города. Так как в десятом веке ислам находился в Средней Азии уже 300 лет, а Халифат уже клонился к упадку.

Какое-то поразительно огромное сооружение рядом с Цитаделью, быть может, участок крепостной стенки либо отдельный бастион.

В то время, когда арабский завоеватель Кутейба Ибн Муслим захватил Самарканд, он повелел сжечь все статуи всевышних в городе. Об этом имеется отрывок из Истории Ат-Табари:

Кутайба заключил с ними мир на условии [выдачи] 100 тысяч голов, [разрушения] храмов украшений и огня идолов. Он забрал обусловленное мирным соглашением, ему принесли идолов и они были обобраны и поставлены перед ним: сложенные совместно, они возвышались как огромная башня (каср), и он приказал их сжечь. Неарабы (а’аджам) сообщили: Среди идолов имеется такие, что сжегший их погибнет. Кутайба сообщил: Я сожгу их собственными руками. Тут пришел Гурек (правитель Самарканда), преклонил перед ним колени, и сообщил: О, эмир, благодарить тебя я обязан, не трогай этих идолов! Кутайба приказал подать огня, забрал факел в руку и вышел. Тут он сказал Аллах велик!, после этого поджег их и люди подожгли и идолы загорелись. Среди того, что от них осталось, нашли золотых и серебряных гвоздей на 50 тысяч мискалей.

Идолы Самарканда отомстили Кутейбе, ему отрубили голову по приказу халифа. А через 250 лет Ибн Хаукаль нашёл на площадях Самарканда множество статуй из дерева…

Вид из Цитадели на юг в сторону современного города Самарканда и центра Тамерлана.

Соборная мечеть Самарканда Биби Ханым.

Вид из Цитадели на восток.

Пасущиеся овцы как будто бы парят на этих зеленых лугах. От простора и ощущения высоты захватывает дух.

Внизу, у подножия Цитадели находится какое-то необычное что-то — огромная впадина (и не одна). Из этого непременно брали глину для построек Афрасиаба, но вот как позже употреблялись эти ямы неизвестно. Ибн Хаукаль писал о наполненных прудах, поверхность которых все время переживает, возможно, это они и имеется, но что-то эти впадины через чур громадны размерами.

На вершине бугра Цитадели археологи прорыли огромную траншею. Глубина культурного слоя тут — десятки метров.

В оплывших стенках все еще возможно различить кирпичную кладку.

Идемте, я покажу вам, что такое Афрасиаб. Для этого нам необходимо спуститься в огромную траншею, выкопанную археологами. Тут возможно легко свернуть себе шею, потому что спуск тут весьма крутой.

И вот, на дне траншеи показалась груда кирпичей, это плинфа — плоский обожженный кирпич. Оцените глубину их залегания, тут десятки метров культурного слоя, т.е. все эти земляные стенки — плоды людской деятельности.

Северный край городища. Тут начинается одна из внутренних крепостных стен, ее круглая башня все еще отлично заметна.

Перед Цитаделью рассыпана масса строительных элементов, это кирпичи различной формы.

Но имеется и более увлекательные вещи, вот это часть ганчевого декора стен мечети либо мавзолея.

терракотовое покрытие и Глиняные стены пола. У меня не было никакого замысла Афрасиаба, исходя из этого сообщить совершенно верно, что тут были за строения запрещено. Кстати, как мы знаем, что в Афрасиабе были мощеные улицы, но за много лет целый нужный стройматериал растащили местные обитатели.

Нам осталось дойти до западного края города, исходя из этого движемся дальше, мимо зелёных траншей лугов и очередных археологов.

На пути снова поднимается внутренняя стена города, быть может, это та же линия упрочнений, которую мы встретили раньше, легко это ее западный край. Мы пересекаем Афрасиаб с востока на запад. Тут отлично заметно, что эта линия обороны двойная, как в Константинополе — более массивная стенки со стороны центра города и маленькая стена перед ней, а дальше идет крепостной ров.

Тут две башни, сдвоенные как ласточкин хвост, это весьма характерная (и непонятная) черта среднеазиатской фортификации. Такие городища имеется в Хорезме, где на углах крепостей стоит не одна башня, а две, соприкасающееся между собой.

Развалины громадного кешка (замка) в шахристана и пастух со собственными овцами. Не считая пастухов тут, кстати, редко кто не редкость. По всей видимости сооружение складывалось из нескольких башен, таких глиняных замков в Средней Азии было очень много, лишь в окрестностях Самарканда их тысячи. на данный момент все они превратились в кучи почвы.

И вот западная линия внешних стен Афрасиаба, они тут такие же массивные как и на востоке.

На западной стенке выстроили, по всей видимости, какой-то новодел, имитирующих древние стенки Мараканды. Выглядит все это пара необычно, массивные небольшая стеночка и средневековые валы для туристов.

Это строение, возведеное из необоженных кирпичей, также уже оплыло и выглядит очень аутентично. Может это и правда древние стенки?

Но эта стенки отлично демонтрирует, чем средневековые упрочнения отличаются от древних. В древних крепостях Средней Азии было довольно много бойниц характерной стрельчатой формы, и они возводились, в большинстве случаев, с прямыми стенками, а не покатыми, как в средние века. На востанновленные средневековые стенки возможно взглянуть в Бухаре либо Хиве, в Самарканде они пребывают лишь в естественном собственном состоянии в виде земляных валов.

Кандия Малая Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи:
Пророк сообщил: имеется город (шахристан) за рекою Джейхуном, что именуют Самаркандом, его кроме этого именуют богохранимым городом. раис людей и Начальник учёных сунны и общества, преподаватель пути шейх Абул Мансур Матыриди (да будет милостив к нему Всевышний) сказал: На три фарсанга в окружности Самарканд окружают и оберегают ангелы, поклоняющиеся Всевышнему.

130, Как выглядел Самарканд в 1930 году когда перестал быть столицей


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: