Сербский экспромт. нови-сад

Солидный трамвайный вагон, превращённый в кафе. В Нови-Саде был в своё время действующий трамвай, но он, к сожалению, закончился в 1958 году. Кстати, так и не поняли: это сохранившийся аутентичный вагон или макет, очень правдоподобно воспроизведённый специально для кафе.

Дальнейший наш путь пролегал естественно в сторону Петроварадинской крепости, к которой из центра города перекинут мост через Дунай. Мост называется Варадинский. Первый мостовой переход в этом месте был сооружен в 1921-1928 годах и назывался Мост принца Томислава. В 1941 году его взорвали сами югославы при отступлении. Вермахт взорвал восстановленный мост в 1944 году также при отступлении. Опоры этого моста до сих пор можно увидеть напротив крепости.

Новый мост уже назвали в честь Иосипа Броз Тито и простоял он вплоть до появления здесь самолётов НАТО, которые его демократично и толерантно разбомбили. При этом погиб один местный житель, о чём напоминает табличка возле моста.

За мостом на берегу Дуная возвышаются бастионы крепости Петроварадин, за которой пристроился одноимённый небольшой городок. Таким он стал сейчас, но несколько веков назад именно Петроварадин был основным городом в здешних краях, а на месте Нови-Сада селились православные сербы, которым было запрещено жить в католическом городе, населённом преимущественно немцами и венграми. Хороший пример того, что просто запрещать развитие каких-то процессов не эффективно. Их энергия найдёт другое русло в обход запрета, и где-то появится новый город-сад, а ваш цветущий замок постепенно деградирует и превратится если не в развалины, то в музейный экспонат. Ну это так, ремарка о наболевшем, а то любят у нас на родине все проблемы решать запретами. Кстати о музейных экспонатах. Из Петроварадинской крепости он получался очень даже достойный, а на нескольких уютных улочках нижней крепости по-прежнему теплится какая-то жизнь, хотя перед нами они предстали практически безлюдными.

Может быть жители городка эвакуируются перед нашествием посетителей EXITа, который проводится в самой крепости, и ещё не успели вернуться в свои дома? Мы его увидели каким-то замершим. Ощущение что время здесь остановилось. Даже логичных, в этом популярном у туристов месте, магазинчиков с сувенирами и кафешек, особо не обнаружилось.

Последние яркие отголоски прошедшего фестиваля.

Мощёные улочки приводят к дороге, поднимающейся в верхнюю крепость. Неспешно идём в гору по ней и здесь тоже обнаруживаем тотальное безлюдье. На середине дороги слышим голоса и натыкаемся полуразобранный вход на фестиваль с заграждениями и рамками, некоторым количеством мусора и несколькими весёлыми охранниками. Они говорят, что можем спокойно идти дальше. Ну что ж, это радует. Входим в крепость, и перед нами открывается картина подобная тем, что видели выжившие солдаты после сражений — поверженные орудия, павшие знамёна и стоны раненых.

Шучу. Не смотря на то, что фестиваль завершился только утром этого же дня, в крепости уже в самом разгаре была уборка территории. Повреждённые орудия присутствовали, но это, вероятно, случилось с ними значительно раньше. Ни одного павшего на поле боя меломана мы также не заметили. Кстати в городе таковых тоже не наблюдалось, что приятно удивило. А вот в такие аккуратные кубики, претендующие на звание арт-объекта для какой-нибудь выставки современного искусства, прессуют полиэтиленовые бутылки.

Мы прогулялись по крепости, и вышли к тому месту, откуда открывается вид на Дунай и весь Нови-Сад. Внизу из воды торчат опоры того самого Мост принца Томислава.

Рядом с ними пристроились под зонтиками рыбаки, а напротив видна пристань, где пока не был восстановлен мост, работала паромная переправа.

Вдали виднеется третий городской мост, который в ходе бомбардировок распространителей демократии также не избежал участи двух других. Именуется он мостом Свободы и был построен на излёте эпохи Тито, уже после смерти его самого, в 1981 году. В 2005 году он был благополучно восстановлен.

Ещё раз посмотрим на черепичные крыши нижней крепости и её улочки и будем двигаться обратно на левый берег Дуная.

Как я уже говорил выше, в Нови-Саде велосипед достаточно популярен. Его здесь используют именно как городской транспорт. Местами даже проложены велодорожки и сделаны какие-то инфраструктурные улучшения для удобства передвижения двухколёсных. Все в основном ездят на недорогих городских велосипедах, иногда с настолько потрёпанным видом, что их могут оставлять не пристёгнутыми. Но в целом местная веложизнь оставляет позитивное впечатление. В этом отношении Нови-Сад на верном пути

После возвращения в центр города, мы прошлись ещё по его улицам.

Интересная надгробная табличка в стене одного из храмов.

Вот так прошёл наш день в Нови-Саде. Естественно в городе и его окрестностях значительно больше достойных посещения мест. Чего стоит только одна Фрушка гора. Но мы были ограничены по времени, поэтому остались довольны и такой обзорной прогулкой по городу. Через день нас уже ждал самолёт в Москву.

КАК ПРОХОДИТ ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В СЕРБИИ //НОВИ САД


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: