Школьный музей, нанси

Как соотносятся ар нуво и модерн? С этими стилями целая путаница — мутная история о том, что показалось раньше: курица либо яйцо. Практически это два термина обозначающих одно да и то же, лишь у нас принято применять второй термин, а во Бельгии и Франции — первый. Британцам, само собой разумеется, жалко, поскольку это конкретно они практически открыли в 60-е годы XIX века новый стиль, избегающий параллельных линий и углов, применяющий промышленную продукцию, электричество, современные материалы, что именовался Arts Crafts (Ремесла и Искусства). Но нет в мире справедливости, и артс-н-крафтс не вошел в обиходный лексикон мирового мастерства. Молодых и ушлых по Европе выяснилось достаточно, дабы параллельно в различных государствах осознать перспективность и привлекательность нового подхода. Первыми среагировали французы, потащив новое мастерство на глобальные выставки. Но кроме того они пользовались по на данный момент словосочетанием современный стиль. Единого заглавия стилю так и не дали, применяя три главных словосочетания: современный стиль (Франция, Бельгия; Российская Федерация, в то время западавшая на все французское, забрала себе их термин, сократив до модерн; Каталония юзала модернизм), молодое мастерство (Германия, Испания) и новое мастерство (Португалия, Италия, Нидерланды).

шатания и Разброд в какой-то мере были упорядочены немцами. В Германии показалось единое наименование Югендштиль (по одной из предположений наименование было дано благодаря актуальному арт-магазину с очаровательным заглавием Погибни молодым, по второй — мюнхенскому изданию Юность). А в Париже немец Зигфрид Бин (торговец предметами мастерства) в 1895 году открыл галерею Дом Нового Мастерства (Maison de l’Art Nouveau), в которой было представлено только современное творчество. И вот получите и распишитесь: Ар Нуво.

Казалось бы, пространство имен стало двумерным, но просто им, мобильным европейцам, а что делать с Россией, похожей на запущенный в космос Титаник? Модерн сопротивлялся под ударами, но продолжал собственный перемещение по шкале времени. Ко всему прочему от ар нуво начали отпочковываться отдельные несознательные элементы и сбиваться в маленькие стайки. Стилей становилось все больше. В ар нуво показались цветочный стиль, стиль лилии, стиль лапши, стиль волны и стиль угря. Благодаря Эктору Гуимару, создавшему известные павильоны для входа в парижское метро, показался стиль метро. Популярность в Италии арт-объектов из английского магазина Liberty Co вызвала рождение стиля свободы. Неистовый успех работ из стекла Луиса Тиффани стал причиной появлению в Соединенных Штатах стиля тиффани. Локализовавшиеся в Вене австрийские живописцы во главе с Климтом выделились в Венский Сецессион (либо Венское Отделение). Став новатором конструктивной линии ар нуво с характерной для нее прямолинейностью форм, Чарльз Макинтош позвал таковой ажиотаж около собственных работ, что в итоге стал основателем отдельного течения в модернизме — стиль Глазго либо Макинтошизм.

От всего этого пестрого стилистически-лингвистического многообразия возможно сойти с ума и совсем забыть про начальную постановку вопроса о курице и яйце. Исходя из этого — стоп! Возвращаясь к началу, нужно не забывать лишь о том, что мы живем в РФ. Отечественный термин — модерн. Учитывая географические изюминки распространения стиля и его внутренние нюансы несложнее всего остановиться на следующем: целый ар нуво — это модерн, но отнюдь не весь модерн — ар нуво. Эдакая локализация с упрощением.

По окончании столь краткого вступления пора возвращаться в Школу, история заглавия которой имеет яркое отношение к вступлению.

В конце XIX века главные центры развития ар нуво во Франции пребывали в Париже и Нанси. Париж был естественным средоточием генераторов и талантов идей, применяя собственный положение, в регионах же авторы были более разрозненны и предоставлены самим себе. Нанси держался первым делом на Эмиле Галле, завоевавшем мировую известность во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века на глобальной выставке в Париже, где он представил свои работы из стекла с выговором на цветочные мотивы и натурализм. В 1900 году популярность Галле достигла пика. Продукция фабрики Galle завоевала Гран при и золотую медаль очередной выставки. Живописец Эмиль Галле взял звание Командора Ордена Почётного легиона.

Куй железо, пока горячо! И Эмиль ринулся ковать. В январе 1901 года он опубликовал открытое письмо всем живописцам Лотарингии с просьбой объединиться в региональную организацию, что и случилось уже 13 февраля. Президентом организации был выбран Эмиль Галле, а наименование ей дали через чур замысловатое, дабы оно стало жизнеспособным — Провинциальное объединение художественных индустриальных производств (Alliance Provinciale des Industries d’Art). Не страно, что само собой появилось второе наименование: Школа Нанси. Оно-то и стало, спустя некое время, главным. Эмиль в один момент тянул сто семнадцать лямок, будучи не только живописцем, декоратором и промышленником, но еще и разнузданным защитником прав человека: организовал в Нанси вечернюю школу для рабочего класса, был казначеем нансийского филиала Лиги прав человека во Франции, публично выступал в защиту румынских иудеев и поддерживал ирландских католиков в борьбе против Соединенного Королевства. Тянул довольно много, но недолго, а в 1904 году, сделав вывод, что большего уже не достигнуть, отправился и погиб от лейкемии. Ар нуво прожил ненамного продолжительнее, еще до Первой мировой уступив место для ар деко. В последний раз представители Школы Нанси совместно выставили свои работы в 1909 году.

От всей школы Нанси остался лишь домик филантропа и мецената Эжена Корбена, ставший в первой половине 60-ых годов XX века музеем. В бурно-промышленные семидесятые в Нанси было уничтожено множество строений в стиле ар нуво под новое строительство. Вот такая ирония судьбы: новое мастерство уничтожалось новым постройкой. И лишь во второй половине 90-ых годов XX века Школа Нанси была открыта снова. За два года около 350 сооружений были признаны монументами архитектуры и отреставрированы. Город возвращает собственную прежнюю славу регионального центра искусств, а знаком восстановления стал Школьный музей.

Музей от пола до потолка перевоплощён в один громадный экспонат в стиле ар нуво. Школа Нанси, как и сам город, может удивлять. Кто бы имел возможность поразмыслить, что обычная ванна может смотреться вот так:

Мебель, посуда, картины, росписи, статуэтки, мелочевка за стеклом, лампы, перила — всё-всё выполнено в едином стиле.

Спальный гарнитур Луи Мажореля так красив, что тяжело представить, как на это роскошество возможно положить человеческое тело.

А вот пример встраиваемой мебели. Необычный прообраз шкафов Stanley. Куда всё подевалось?

В музее, в большинстве случаев, немноголюдно и негромко. Слышно, как в некоторых местах поскрипывает ветхий (натертый до блеска) паркет. И это так по-домашнему. А позже выходишь во дворик, где разбит сад. Нужно заявить, что вся флористика восстановлена и максимально приближена к той, что была высажена Эмилем Галле и его сторониками.

Очевидно, без пруда не обошлось. И без символического растения ар нуво — кувшинок. Да что в том месте кувшинки, тут кроме того стрекозы летают!

На берегу пруда стоит маленькое круглое строение в стиле ар нуво, именуемое аквариумом. Витражи с рыбками разрешают относиться к такому заглавию не через чур скептически. А недалеко установлен если не самый первый, то один из самых ранних примеров погребальной скульптуры ар нуво: монумент-кенотаф (т.е. надгробный монумент без останков покойного), украшенный скульптором Пьером Роше (1901). Флоральный декор на надгробии — это впечатляет.

Перед тем, как проститься с действительно модерновыми ивами, мягкими извивами ветвей стекающими в пруд, нелишне подчернуть, что Эжен Корбен — не только меценат и филантроп, но и обладатель сети магазинов FNAC. Очевидно, что в Нанси FNAC также имеется, и весьма неплохой. Но об этом в следующей части.

Tribute to Nancy Allen


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: