Стамбул. в поисках византии

В Стамбул мы с отцом отправились чтобы, он утвержает, что рассмотреть Византию. В любом путешествии папу интересует в первую очередь религиозно-православный нюанс; конкретно исходя из этого в прошедшем сезоне мы ездили в Израиль, конкретно исходя из этого для путешествия этого года был выбран Стамбул, он же Константинополь, столица Восточной Римской империи.

Моей задачей перед поездкой было выбрать из всего большого перечня достопримечательностей Стамбула те, каковые дадут папе представление о нем как о городе, бывшем когда-то оплотом православного мира. Написав перечень, почитав путеводитель и википедию я решила прибегнуть к услугам экскурсовода, профессионально разбирающегося в вопросе. Так по советы был отыскан Тимур, что в один из дней забрал нас на машине от отечественного дома и совершил нам экскурсию по христианскому Стамбулу.

Еще до Тимура мы с папой сами посетили собор Святой Софии, основной православный храм мира в течении столетий, ставший с приходом в первой половине 50-ых годов пятнадцатого века турок мечетью и перевоплощённый Ататюрком в музей в двадцатом веке.

Строение потрясает. Оно думается весьма прочно сбитым, приземистым снаружи, а в как будто бы бы расправляется, разворачивается. В то, что данный храм был выстроен в шестом веке, поверить решительно нереально. В путеводителе Афиша по Стамбулу, что я весьма советую (как и все другие экскурсоводы этого издательства) обрисовано, как строили храм, как гениально были спланированы стенки, могущие выдержать таковой громадный купол. И помой-му все делается ясно с позиций конструкции, но это — шестой век. Я не могу в это поверить. Фото прошлогоднее, на данный момент в идет частичная реконструкция.

София — один из величайших храмов мира. Стамбул — один из величайших городов. Если бы меня задали вопрос, куда стоит отправиться, в случае, если имеется возможность совершить лишь одно путешествие в жизни, я бы назвала Иерусалим. В случае, если два путешествия — Рим и Иерусалим. В случае, если три — Иерусалим, Стамбул и Рим. Это история, которую возможно практически потрогать собственными руками, посидеть на тех же камнях, постараться представить, сколько людей замирало в восторге тут за прошедшие практически 15 столетий.

София сохранила прекраснейшие образцы византийских мозаик и росписей. Богоматерь с младенцем — это 9 век.

Посмотрите, какие конкретно прекрасные резные мраморные капители украшают колонны.

Один из основных софийских шедевров — мозаика Деисус, изображающая Христа с Иоанном и Богоматерью Крестителем. Деисус — это моление, Иоанн и Богородица молят Христа о спасении рода человеческого. Это 11 — 12 век. Нижняя часть мозаики не сохранилась, пострадав, по преданию, от крестоносцев. Посмотрите, какая узкая работа, как прорисован румянец на щеках Иисуса, как красиво проработаны складки одежды.

Еще одна мозаика — 11 век. Константин Мономах и его жена императрица Зоя с знаками благотворительности. У них в руках кошель с деньгами и дарственная грамота.

Эти мозаики находятся на хорах, на втором этаже храме. Афиша пишет, что раньше все это огромное помещение было полностью покрыто мозаиками на золотом фоне. Увы, сохранилось мало.

Первой отечественной остановкой на протяжении экскурсии с экскурсоводом был греческий православный монастырь Божией матери, по-турецки именующийся Балыклы. Известен монастырь тем, что в нем расположен животворный источник, и некрополь Константинопольских патриархов.

Монастырь весьма красив. Значительно больше источника и храма мне понравились его сам некрополь и мраморный двор.

Некрополь находится во внутреннем дворе монастыря, похоронены в том месте не только патриархи, но их могил довольно много.

Источник журчит под данной иконой. Турецкое наименование монастыря — Балыклы — происходит от слова балык, т.е. рыба. Легенда гласит, что монах на протяжении осады города жарил недалеко рыбу и взял известие, что Константинополь забран. Вестнику он не поверил, сообщив, что скорее оживет рыба, чем падет город. И рыбка, до того смирно лежавшая на сковородке, начала трепыхаться. В источнике на данный момент плавают красные рыбки с пятнышками-подпалинами по бокам.

Источник владеет животворной силой, говорят, что приходят к нему не только православные, но и мусульмане.

В монастырского храма. Храм греческий.

Следующая остновка — монастырь Хора либо по-турецки Карие. Это место, куда нужно съездить всем, кто приезжает в Стамбул независимо от отношения и степени религиозности к религии по большому счету. Дело в том, что в монастырской церкви, перевоплощённой на данный момент в музей, сохранились немыслимые мозаики.

Глядя на стены церкви начинаешь мало воображать себе, как смотрелись мозаики Святой Софии. Церковь Хора значительно меньше и скромнее Софии, но тут застываешь с задранной головой в немыслимом восхищении. А если бы мозаики сохранились в Софии, в этом огромном, но красивом храме, важность и размер которого ты не можешь до конца ни объять, ни осознать?

Мозаики отностятся к периоду так именуемого палеологовского ренессанса, оборвавшегося в первой половине 50-ых годов пятнадцатого века с приходом турок. Это был один из самых прекрасных периодов в истории византийского мастерства, совпавший по художественным свойствам и датам с ренессансом в Европе.

Мозаики иллюстрируют жизнь Иисуса. Для верующих того времени (мозаики датируются 14 веком), обычно не могших просматривать, это был один из шансов познакомиться с Евангелием. Конкретно исходя из этого в мозаиках мы определим привычные библейские сюжеты.

Деисус. взглянуть на пронзительность и тонкость работы, обратите внимание на его лица красоту и выразительность Иисуса, на плавные переходы цвета на одежде. Представьте себе 14 век и постарайтесь представить простого человека, что не из императорского дворца, а из собственного средневекового мира попадал в храм, абсолютно украшенный этими броскими, светящимися мозаиками.

В некоторых местах возможно поближе подойти к оставшимся на стенах фрагментам и заметить маленькие кусочки мозаики с совершенной точностью подогнанные друг к другу.

Тут уже не мозаика, а роспись. Вся эта красота сохранилась среди них и по причине того, что турки, перевоплотив церковь в мечеть, замазали стенки и потолки толстым слоем штукатурки, которая как бы законсервировала изображения. реставрация и Расчистка были совершены в двадцатом веке.

Во дворе монастыря. Как мне нравятся эти витые грубые доски и фонари домов на заднем замысле!

Следующий пункт маршрута — церковь Богородицы Влахернской, где хранились когда-то риза (покров) и пояс Богородицы, вывезенные паломниками из Иерусалима. Как нам пояснил экскурсовод, хранителями церкви есть в течении поколений одинаковая семья. И вправду двери храма нам открывала дама, которая живет с семьей на территории. Она же угостила нас какими-то фруктами из окружающего церковь сада, похожими на небольшие абрикосы.

Охранник.

История гласит, что на протяжении осады города русами, каковые тогда были еще язычниками, в IX веке защитникам Константинополя в церкви, находившейся на этом месте, на протяжении работы явилась Божия матерь и как бы накрыла город своим покровом. Это было 1 октября (14 октября по новому стилю). Конкретно исходя из этого в данный сутки РПЦ отмечает Покров Богоматери .

В церкви, которая была одной из основных святынь Константинополя, имеется святой источник. Воду возможно забрать с собой в мелких бутылочках, опустив посильное подаяние в расположенный рядом ящик.

Следующая точка маршрута — Константинопольский патриархат. На протяжении Турции тут был греческий район. Турки, кстати, не упразднили патрирхат. Генри Мортон, которого я советую так же упорно, как и Афишу, пишет, что султаны были вынуждены договариваться с греками, т.к. забрав Константинополь они взяли безлюдной город: греческое население бежало. Сами турки умели лишь сражаться, к мирной судьбе и торговле были не весьма приспособлены, так что было нужно убеждать греков возвратиться. на данный момент данный район именуется Фанар (Фенер) и представляет собой одни из самых бедных кварталов города.

Фонарь. Мне нравится сочетание ветхого и нового, содержания и формы.

Во дворе патриархата.

Встретили в том месте вот для того чтобы огромного и пушистого кота. Фото не передает масштаб, возможно, но зверюга весит не меньше 10 кило!

В соборе Святого в первых рядах на территории патриархата возможно заметить часть столба с остатками кольца, к которому был привязан Иисус на протяжении бичевания, частицы мощей Иоанна Златоуста и Григория Богослова

Но больше всего меня поразила вот эта мозаика. Посмотрите, это Иисус! Не длинноволосый мужик с вытянутым круглым лицом, а упитанный словно бы бы армянский парень с тёмными кудрями, густыми бровями и кругыми щечками. Страно!

Последняя остановка — церковь Сергия и Вакха, она же маленькая Святая София. Церковь была выстроена теми же строителями, каковые строили громадную Святую Софию. Оба не были архитекторами, а были учеными и желали проверить постройкой маленькой церкви точность собственных расчетов перед тем, как браться за громадную. на данный момент это мечеть.

Мечеть выглядит поразительно домашней, негромкой, спокойной. Она не давит декором и объёмами, она полна воздуха и света, не выглядит таковой холодной, как Голубая мечеть, к примеру. Около — весьма приятный двор, куда возможно прийти на лавочке либо же выпить чаю в кафе, полистать книги и взглянуть сувениры в весьма негромких мелких магазинчиках. Прекрасное место!

Намоленное место. И православные, каковые молились тут раньше, и мусульмане, каковые молятся на данный момент, приходили ко мне на встречу с всевышним со собственными эйфориями, с горем, с сомнениями. Полторы тысячи лет эти колонны выступают свидетелями отдельных людей и жизни, и поколений, и эр. Мы уйдем, а они все еще будут находиться.

При подготовке я применяла материалы путеводителя Афиши по Стамбулу. Надеюсь, что ничего не перепутала и была правильна и корректна в формулировках. Если вы увидели неточности либо вам имеется, что добавить, прошу вас, не стесняйтесь это сделать.

Записки паломника №3 Турция/Византия; Стамбул/Константинополь


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: