Похожие записи: растения поедающие насекомых, растение вьюн,

Животный мир, необычные явления

Животные не только богаче рас­тений по количеству видов, но и более сложно устроены. У них и более сложные взаимоотношения с окружающей средой.

Окружающую среду животные и человек познают с по­мощью пяти органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, зрения, слуха.

Однако некоторые раздражения, исходящие из внешней среды или от внутренних органов, воспринимаются не спе­циальными органами, а рецепторами – концевыми нервны­ми образованиями (боль, жажда, голод).

У человека точек боли в среднем 30 на 1 см2. Точки боли служат своего рода сигналами, предупреждающими нас об опасности.

Восприятие болевых ощущений связано с раздражением нервных окончаний химическими веществами, которые обнаруживаются или освобождаются из клеток при уколах, порезах, ушибах, при действии тепла, холода, электричества.

Органы чувств в большом числе имеются также в мыш­цах и внутри тела. Мышечные рецепторы непрерывно посы­лают сведения в мозг о состоянии мышц. Если импульсы от этих рецепторов в мозгу отсутствуют, то рука или нога ка­жутся “онемевшими”.

Рецепторы внутренних органов рефлекторно посылают информацию в продолговатый и средний мозг или таламус (мозговой нервный центр). Некоторые импульсы с этих ре­цепторов доходят до коры больших полушарий и вызывают чувство жажды, голода или тошноты.

О жажде сигнализируют рецепторы слизистой оболочки глотки при ее пересыхании, о голоде – мышечные сокраще­ния пустого желудка. Полагают, что и чувство тошноты возникает в нервных клетках желудка и распространяется вверх по пищеварительному тракту.

В некоторых исключительных случаях органы слуха и зрения могут заменяться органами осязания. Такой, пока единственный случай произошел в США.

Американская писательница Елена Кеплер (1880) в воз­расте одного года и семи месяцев потеряла зрение и оглохла. В результате перенесенной болезни она оказалась отрезан­ной от мира. У нее остались лишь воля к победе над страш­ным недугом, феноменально чувствительные пальцы (осяза­ние) и друзья. И она победила. С семи лет ее воспитанием занялась слепая учительница Анна Суливан (1866-1936). Она открыла ей окружающий мир, который Елена Кеплер видела только мельком в раннем детстве.

Ослепшая и оглохшая Кеплер, обучаясь в университете, добилась того, что овладела несколькими иностранными языками и все свои знания приобретала благодаря своим весьма чувствительным пальцам. Прикасаясь ими к роялю, она внутренне могла воспринимать музыку, слушать произ­ведения композиторов (сверхкомпенсация).

За свою долгую жизнь Елена Кеплер написала ряд худо­жественных произведений: “История моей жизни” (1902), “В водовороте жизни” (1929), “Дневник Елены Кеплер” (1938), “Моя учительница и подруга Анна Сулкван” (1956).

Метки:
20 марта 2010

Случайные статьи